https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/issue/feedНаука. Культура. Общество2025-06-30T09:39:02+03:00Гребняк Оксана Валерьевнаnauka.kultura.obshestvo@yandex.ruOpen Journal Systems<p><strong>ISSN</strong> 2713-0681 (2308-829X до №2 за 2021 год)<br><strong>Периодичность</strong>: 4 раза в год. Издается с 1995 года<br><strong>Главный редактор</strong> - В.К. Левашов, д.соц.н.<br><strong>Издатель</strong>: ИСПИ ФНИСЦ РАН<br><strong>Индексируется</strong>: РИНЦ, DOAJ<br>Включен в перечень ВАК, категория К2<br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа </p> <p> Ежеквартальный научно-рецензируемый журнал <strong>«Наука. Культура. Общество»</strong> издаётся Институтом социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук с 1995 года. До 2005 года носил названия: «Социальная политика и предпринимательство»; «Предпринимательство. Политика. Наука»; «Наука. Политика. Предпринимательство». С №2 за 2021 год - перерегистрирован из печатного в сетевое периодическое издание. <strong>Свидетельство о регистрации </strong>сетевого журнала «Наука. Культура. Общество» ЭЛ № ФС 77 - 81252 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 30 июня 2021 г.</p> <p>Миссия журнала заключается в информировании российских и зарубежных читателей и поддержании академического дискурса фундаментального уровня в среде научной, экспертной, широкой гражданской общественности, политиков и предпринимателей об актуальных результатах теоретических, поисковых и прикладных исследований <strong>на стыке естественнонаучной, социокультурной и социально-политической проблематики</strong>. В первую очередь к публикации принимаются научные материалы теоретического и эмпирического характера по широкому спектру социального и гуманитарного знания, относящегося к проблемным и прогнозным аспектам развития российского общества и государства, международного сообщества и глобального социума. Журнал ставит перед собой задачи наполнения профессиональной инфосферы достоверным научно-теоретическим и научно-практическим знанием, раскрытие научного потенциала молодых исследователей и ученых. В целях интенсификации обмена научными знаниями, журнал принимает к публикации материалы на русском и английском языках.</p> <p>Издание ориентировано на учёных-исследователей, аналитиков, преподавателей, аспирантов и студентов, интересующихся социально-политическими процессами, управленческий персонал, политиков.</p> <p><strong>Включен в перечень ВАК</strong> по социологическим и политическим отраслям науки:<br>5.4.1. Теория, методология и история социологии<br>5.4.2. Экономическая социология<br>5.4.3. Демография<br>5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы<br>5.4.5. Политическая социология (социол. и полит. науки)<br>5.4.6. Социология культуры<br>5.4.7. Социология управления<br>5.5.1. История и теория политики<br>5.5.2. Политические институты, процессы, технологии<br>5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики<br>5.5.4. Международные отношения</p> <h3><strong>Политика открытого доступа </strong></h3> <p>В целях расширения глобального обмена знаниями, журнал придерживается политики открытого доступа к актуальным и архивным выпускам. Полные электронные версии статей размещаются на официальном сайте журнала и доступны к ознакомлению, копированию, скачиванию, распространению и использованию в других законных целях при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету, но с обязательным указанием авторства и ссылкой на сайт журнала. Материалы доступны по лицензии <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru">Creative Commons Attribution International 4.0 CC-BY</a>.</p> <h3><strong>Политика оплаты </strong></h3> <p>Журнал публикует статьи на безвозмездной основе: редакция не выплачивает авторский гонорар, автор не платит никаких сборов.</p> <h3><strong>Учредители</strong></h3> <ul> <li class="show">Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук</li> <li class="show">Общественная российская академия социальных наук</li> </ul> <p> </p>https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/SOCZIBК читателю2025-06-30T09:38:57+03:00Марина Борисовна Булановаmarina_bulanova@inbox.ru<p>Представление выпуска <strong>— </strong>Междисциплинарные исследования современного общества: от концептуального осмысления к социальным изменениям</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/VVWSIPНеформальные взаимодействия в обществе: опыт концептуальной интерпретации2025-06-30T09:38:57+03:00Валентина Фёдоровна Левичеваlevvf@mail.ruСергей Леонидович Димансdimsl51@mail.ru<p>Цель статьи – представить концептуально-методологический подход к пониманию неформальных взаимодействий как онтологического основания общества и ресурса его развития. Авторы раскрывают их основные сущностные качества – рекурсивность, темпоральность, эластичность, вариативность и ценностную нагруженность, демонстрируя их роль в трансформации политических, экономических и социальных практик. Гибкость и адаптивность неформальных норм обеспечивают сохранение и передачу из поколения в поколение целого спектра положительных поведенческих моделей, ценностей и смыслов, закреплённых за конкретными жизненными ситуациями. Рекурсивная «петля» неформальности обеспечивает неразрывность социальных связей во времени. Неформальные взаимодействия не только дополняют институциональную среду, но и при определённых условиях могут замещать её, формируя новые конфигурации социальной реальности. Они обогащают социальный ландшафт, страхуют общество от постоянно возникающих рисков и создают поведенческие альтернативы. Именно неформальность выступает фактором, который делает каждое исторически сложившееся общество уникальным. Вместе с тем, чрезмерное распространение неформальных практик указывает на дефицит или неэффективность институциональной структуры и может становиться барьером для устойчивого развития.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/XRWWHOКонцепция колонизации данных Н. Коулдри и У. Мехиаса: содержание и методологические основания2025-06-30T09:38:58+03:00Михаил Михайлович Назаровvy175867@yandex.ru<p>В фокусе анализа находятся теоретико-методологические основания концепции Н. Коулдри и У. Мехиаса, в опоре на которые предлагается интерпретация масштабных преобразований современной социальной жизни, происходящих в связи с широким использованием информационно-коммуникативных технологий и извлечением данных пользователей в среде интернет. Специфика подхода авторов определяется комплексной методологией, включающей несколько аналитических традиций социально-гуманитарного знания. Используя сравнительно-исторический метод, авторы прослеживают особенности исторического колониализма в продолжительной временной перспективе. Ключевой при этом является идея колониально-капиталистической спирали – капитализм не был возможен без материальных благ, получаемых в результате колониальных захватов. Показано, что лежащие в основе колониализма практики присвоения и эксплуатации мировых ресурсов находят своё проявление в новой форме в наши дни. Разрабатывая концепт колониализма данных, авторы приходят к выводу, что теперь захват ресурсов осуществляется технологическими компаниями посредством изъятия человеческой жизни. При этом богатство проявлений жизни людей преобразуется в абстрактные паттерны поведения в сети, готовые к использованию в рыночных операциях цифровых платформ. В опоре на марксистскую традицию анализа, в частности, концепцию отчуждения труда показано, что в условиях капитализма данных расширение бизнеса происходит за счёт источников, не являющихся напрямую производственной деятельностью, т.е. косвенных источников эксплуатации. Именно к ним относятся разнообразные данные о поведении пользователей в сети. При этом в обществе формируются социальные отношения в связи с данными, для которых характерна жёсткая властная асимметрия между собственниками и пользователями. Колониализм данных является источником новых форм социального и экономического неравенства между людьми. Сочетание познавательных возможностей постколониальной теории и функционального подхода позволяет авторам рассмотреть содержание основных стратегий колониального управления в условиях капитализма данных: «исследовать», «расширять», «эксплуатировать», «уничтожать». Следуя логике сравнительно-исторического анализа, авторы изучают вопрос о том, как осуществляется легитимация колониальных практик в условиях исторического и цифрового колониализма. Используется анализ нарративов, предполагающий изучение сообщений с учётом их повествовательной структуры. Авторы выделяют и проводят разбор техник ряда ведущих современных нарративов, определяющих властное доминирование. Согласно концепции, капитализм данных формирует токсичные для жизни общества условия, поскольку под угрозой находится минимальная целостность человеческой жизни. Ставится вопрос о необходимости деколонизации – противодействия зарождающемуся социальному порядку, основанному на попытке колониального захвата новых ресурсов в интересах глобальных элит.</p>2025-06-09T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/XWSLPMСоциологическое понимание субъекта идеологии в классических и современных подходах2025-06-30T09:38:59+03:00Наталья Юрьевна Матвееваpmatveyev@yandex.ru<p>Идеология как социальное явление представляет собой направленное на действие формирование социальных образов и смыслов и предполагает наличие собственного носителя – субъекта идеологии. Изучение этого субъекта является ключевым условием понимания идеологических процессов, что определяет актуальность рассматриваемой темы. Проблема исследования заключается в понимании факторов, способствующих объединению индивидов в идеологические сообщества. На подходы к пониманию субъекта идеологии повлияли как представления о социальной сущности идеологии, так и изменения в обществе. На основе анализа классических (К. Маркс, В. Парето, К. Мангейм, Т. Адорно, А. Грамши) и современных (Л. Альтюссер, С. Жижек) подходов рассмотрены основные свойства коллективного субъекта идеологии. В контексте исследования уделено внимание концепциям Дж. Александера относительно групп-носителей коллективных смыслов, К. Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного, а также Р. Барта, интерпретировавшего идеологию как форму современной мифологии. Сформулировано положение о том, что субъект идеологии – это группа, характеризующаяся определённым положением в социальной структуре, и формирующая образ социальных отношений под воздействием данного социального ракурса. При этом идеология служит данной общности не столько инструментом рационального осмысления собственного положения и постановки целей развития и изменения, сколько средством рационализации глубинных социальных чувств, самоутверждения, обоснования неизбежности существующего порядка или необходимости его изменения. Сетевизация социального пространства воздействует как на свойства субъекта идеологии, так и на характер его активности. С одной стороны, могут возникать «сетевые эффекты» создания новых результатов идеологической деятельности, с другой – реальная социальная активность всё чаще подменяется виртуальной активностью, реализуемой в рамках социальных сетей.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/ZFLEKUКультура повседневности в условиях современных вызовов: социально-антропологический подход2025-06-30T09:38:59+03:00Ольга Александровна ИвенковаIvenckova@yandex.ruНина Борисовна Итунинаnina.itunina@mail.ru<p>Современная противоречивая и рискогенная социокультурная динамика обусловливает актуализацию философско-культурологического анализа антропологического смысла культуры вообще и культуры повседневности в частности. Целью исследования является рассмотрение теоретических междисциплинарных подходов к пониманию антропологического смысла культуры повседневности и выявление их функционального потенциала в решении проблем современности. Для анализа используются философско-исторический, культурологический и семиотический подходы, включающие элементы сравнительно-исторического метода для анализа феномена культуры повседневности и его связи с историческими социокультурными процессами. Авторы раскрывают грани антропологического смысла культуры повседневности как микроуровневого среза культуры, в котором аккумулируются и транслируются глубинные пласты культурного наследия и, вместе с тем, формируется новая идентичность человека. На основе междисциплинарных исследований выделены ключевые антропологические вызовы современности: сосуществование архаичных и модернизированных культур; эволюционно-биологические изменения человечества; сохранение телесности как антропологической ценности; самореализация человека в условиях развития искусственного интеллекта. Сделан вывод о том, что в условиях продолжающихся социокультурных, экологических и технологических трансформаций культура повседневности становится зоной повышенной уязвимости и одновременно источником сопротивления деструктивным тенденциям, сохранения глубокого антропологического потенциала общества и человека.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/NTIEVDМещане и мещанство как социальная группа и феномен буржуазной культуры: марксистский подход2025-06-30T09:38:59+03:00Вадим Владимирович Мухачёвvadism@rambler.ru<p>Статья посвящена месту и роли мещан и мещанства как <em>мелкобуржуазному</em> слою <em>городских</em> жителей, которые, занимаясь <em>ремесленно-торговой</em> деятельностью на «обочине» земледельческой экономики феодального общества, оказались <em>авангардом</em> буржуазии как таковой и пионерами капиталистического способа производства. История мещанства началась в IX–XI вв., когда в феодальной Европе возрождались античные и строились новые города, первые жители которых, в основном, были ремесленниками и торговцами, обеспечивавшими обмен продуктами труда между городом и деревней. С них началась история буржуазии, её развитие из мещан как мелких производителей, ведущих товарное производство, до использующих наёмный труд купечества, собственников мануфактур, заводов, фабрик и владельцев банков. Этот, напрямую связанный с материальным производством слой горожан, со временем породил особый социально-психологический тип личности, распространившийся впоследствии среди представителей разных слоёв и профессий городского населения нового и новейшего времени. Основой бытия мещан являются <em>товарное</em> производство и <em>торговля</em> как средство обмена между товаропроизводителями, которая играет в обществе противоречивую роль, поскольку её задачей является получение коммерческой <em>выгоды</em>, что открывает простор обману, мошенничеству и прочим нарушениям существующих в обществе норм морали и нравственности. Торговая сторона жизнедеятельности мещан формирует в них особый тип личности с соответствующей психологией и образом мыслей, который в последующем широко распространяется в обществе и усваивается представителями других слоёв и профессий городского населения.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/GVXQFRОбщественный договор в сфере охраны здоровья советских граждан (1917–1940)2025-06-30T09:39:00+03:00Наталья Ильинична Беловаn.i.belova@mail.ru<p>В контексте теории общественного договора рассмотрены два исторических периода, в течение которых наблюдались существенные изменения в основных принципах организации здравоохранительной политики государства. К формированию прообраза современной системы здравоохранения государство приступило в первые годы советской власти сразу после Октябрьской революции. Начальный период (1917–1929 гг.) институционального строительства сферы охраны здоровья населения связан с созданием центрального государственного органа – Народного комиссариата здравоохранения, усилия которого были направлены на огосударствление и централизацию системы здравоохранения, развитие медицинской инфраструктуры, подготовку врачебных и других медицинских кадров, а также организацию санитарно-просветительской работы с привлечением населения к её реализации. Взяв на себя обязанность по обеспечению каждого гражданина бесплатной и квалифицированной медицинской помощью, государство приступило к реализации своих планов в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях. За относительно короткий срок в стране были практически ликвидированы инфекционные заболевания и снижен уровень социально значимых. Второй исторический период – довоенный (1930–1940 гг.) – характеризуется масштабными реформами советского здравоохранения. Задачи, стоявшие перед отраслью, определялись интересами и планами государства в процессе социалистического строительства. Охрана здоровья была преимущественно ориентирована на работающее население, медицинское обслуживание становится максимально приближенным к рабочему месту, создаются лечебно-профилактические учреждения при предприятиях. Именно в годы первых трёх пятилеток складываются основные службы советского здравоохранения, в том числе охраны материнства и детства, санитарно-эпидемиологическая служба и др. Деятельность системы здравоохранения оценивалась достаточно высоко. Развитие системы общественного здравоохранения стало одним из приоритетных направлений социальных преобразований того времени.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/LCALXBОбщественный договор между художественной интеллигенций и властью в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)2025-06-30T09:39:00+03:00Галина Владимировна Тартыгашеваtarty@yandex.ru<p>В статье, опираясь на историко-социологический анализ, раскрывается роль художественной интеллигенции и партийно-государственной элиты в формировании социальной сплочённости, патриотизма, единства нации, мобилизации духовных сил советского народа как важных компонентов общественного договора. Автор рассматривает особенности общественного договора между художественной интеллигенцией и советской властью в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Режиссёры, актёры, писатели, музыканты, композиторы и художники воевали на фронте, поддерживали сбор средств в Общенародный фонд обороны, вели агитационную и пропагандистскую работу, обеспечивали стабильное развитие советской культуры в тылу. Несмотря на неоднозначное отношение к советской власти и существование оппозиции среди творцов, в военное время художественная интеллигенция сплотилась в служении интересам государства и народа, значительно способствовала поддержке боевого духа, мобилизации духовных сил народа. Благодаря её творчеству, обращению к историческим корням, символам и смыслам, произошёл рост национального самосознания, единства советского народа в тяжёлых условиях военного времени.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/KKFOKUАндрогинная гендерная идентичность личности в условиях современного общества2025-06-30T09:39:01+03:00Мария Петровна Китаеваkimape@mail.ru<p>В современных социальных условиях всё большее значение приобретает андрогинный тип гендерной идентичности, сочетающий феминные и маскулинные черты, выступающий как адаптивный механизм личностной идентификации в условиях размывания традиционных норм. Цель исследования – выявить особенности андрогинных мужчин и женщин, способствующие или затрудняющие их социальную адаптацию. В работе использованы данные эмпирических исследований последнего десятилетия, проведён анализ взаимосвязей между гендерным статусом личности и такими аспектами, как семейные установки, профессиональный выбор, деятельность в коллективе, уровень тревожности и социальное поведение. Установлено, что андрогинный гендерный статус является доминирующим среди представителей разных возрастных групп, особенно среди молодёжи. Образ идеальной женщины всё чаще формируется в русле биархата (принципа гендерного равноправия) и включает андрогинные черты, тогда как образ идеального мужчины остаётся в значительной степени патриархальным, хотя к нему начинают добавляться «феминные» элементы эмоциональной открытости и заботы. Андрогинные личности демонстрируют высокую адаптивность: они успешнее реализуют себя в профессиональной сфере, обладают более широким диапазоном ролевых возможностей и характеризуются повышенной социальной компетентностью. Однако в некоторых контекстах – таких как распределение семейных ролей или восприятие собственной значимости – андрогинность может сопровождаться неопределённостью и внутренним конфликтом. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в кадровой работе, органах власти и местного самоуправления, административных структурах, образовательной и психологической консультативной деятельности.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/KNAJFKГородские гендерные режимы в зеркале критической топонимики2025-06-30T09:39:01+03:00Роман Владимирович Евстифеевevstifeev@inion.ruГалина Геннадьевна Евстифееваgge65@mail.ru<p>В статье представлены результаты исследования топонимических систем региональных столиц Центрального федерального округа (16 городов, за исключением Москвы). Цель работы заключалась в выявлении характеристик городских гендерных режимов этих городов с точки зрения критической топонимики, а также в проведении сравнительного анализа с аналогичными данными для европейских городов. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция гендерных режимов и основные положения критической топонимики. Сбор данных по российским городам осуществлялся на основе анализа официальных документов, а также информации геоинформационных систем – Яндекс.Карты и OpenStreetMap; для европейских городов использовались открытые данные, интегрированные проектами Mapping diversity и Stnameslab. Обработка полученных материалов включала применение статистических и картографических методов с использованием программ Microsoft Excel и QGIS. Проведённый анализ подтвердил наличие устойчивых гендерных режимов в топонимических системах всех исследованных городов. Основной характеристикой выявленных режимов стало безусловное доминирование мужских имён в названиях улиц как в российских, так и в европейских городах. Однако наблюдалось различие в содержательном наполнении: в российских городах преобладали имена деятелей надгородского уровня, тогда как в европейских – при гораздо большем числе «женских» антропотопонимов, значительная их часть относится к деятелям, имеющим непосредственное отношение к городу и его развитию. Пространственное распределение топонимов также свидетельствует о регулируемости городского пространства гендерными режимами: «женские» антропотопонимы чаще всего находятся на периферии центральных районов. Полученные результаты позволяют сформулировать перспективные направления дальнейшего изучения городских гендерных режимов через призму критической топонимики.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/BAYVWDЦенностная проблематика в национальных проектах Российской Федерации2025-06-30T09:39:02+03:00Мария Васильевна Рославцеваmaria.roslavtseva@yandex.ru<p>В статье рассматриваются теоретические основания понятия «ценности» в философии и социологии и их отражение в современной ценностно-ориентированной политике на примере национальных проектов «Семья» и «Молодёжь и дети», а также Стратегии семейной и демографической политики до 2036 года. В рамках теоретической части статьи проведено философское и социологическое осмысление понятия «ценность» на основе трудов И. Канта, Г. Риккерта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова, Н. П. Лапина. Рассмотренные теоретические подходы систематизированы по признакам интерпретации ценностей и объединены в три группы, различающиеся по акценту: нормативному, идеальному и практическому. Эта классификация послужила основой для сравнительного анализа авторского понимания ценностей и существующего в российском законодательстве подхода к осмыслению этой категории. Анализ национальных проектов и Стратегии показал, что они содержат конкретные механизмы трансляции ценностей через воспитание, образование и культурный контекст, способствуя укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обозначенных Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Однако для повышения их эффективности необходим более широкий охват аудитории и системное взаимодействие с уже сложившимися ценностными ориентациями населения, поскольку текущая реализация проектов недостаточно учитывает эти установки. Представленный анализ позволяет сформулировать практические рекомендации по совершенствованию ценностно-ориентированных мер государственной политики и может быть полезен для учёных-демографов, правоведов и философов аксиологического направления.</p>2025-06-30T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##