https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/issue/feed Наука. Культура. Общество 2025-06-30T09:39:02+03:00 Гребняк Оксана Валерьевна nauka.kultura.obshestvo@yandex.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong>&nbsp;2713-0681&nbsp; (2308-829X&nbsp;до №2 за 2021 год)<br><strong>Периодичность</strong>: 4 раза в год. Издается с 1995 года<br><strong>Главный редактор</strong> - В.К. Левашов, д.соц.н.<br><strong>Издатель</strong>: ИСПИ ФНИСЦ РАН<br><strong>Индексируется</strong>: РИНЦ, DOAJ<br>Включен в перечень ВАК, категория К2<br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа&nbsp;</p> <p>&nbsp;Ежеквартальный научно-рецензируемый журнал <strong>«Наука. Культура. Общество»</strong> издаётся Институтом социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук с 1995 года. До 2005 года носил названия: «Социальная политика и предпринимательство»; «Предпринимательство. Политика. Наука»; «Наука. Политика. Предпринимательство». С №2 за 2021 год - перерегистрирован из печатного в сетевое периодическое издание. <strong>Свидетельство о регистрации </strong>сетевого журнала «Наука. Культура. Общество»&nbsp;ЭЛ № ФС 77 - 81252&nbsp;выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 30 июня 2021 г.</p> <p>Миссия журнала заключается в информировании российских и зарубежных читателей и поддержании академического дискурса фундаментального уровня в среде научной, экспертной, широкой гражданской общественности, политиков и предпринимателей об актуальных результатах теоретических, поисковых и прикладных исследований <strong>на стыке естественнонаучной, социокультурной и социально-политической проблематики</strong>. В первую очередь к публикации принимаются научные материалы теоретического и эмпирического характера по широкому спектру социального и гуманитарного знания, относящегося к проблемным и прогнозным аспектам развития российского общества и государства, международного сообщества и глобального социума. Журнал ставит перед собой задачи наполнения профессиональной инфосферы достоверным научно-теоретическим и научно-практическим знанием, раскрытие научного потенциала молодых исследователей и ученых. В целях интенсификации обмена научными знаниями, журнал принимает к публикации материалы на русском и английском языках.</p> <p>Издание ориентировано на учёных-исследователей, аналитиков, преподавателей, аспирантов и студентов, интересующихся социально-политическими процессами, управленческий персонал, политиков.</p> <p><strong>Включен в перечень ВАК</strong> по социологическим и политическим отраслям науки:<br>5.4.1. Теория, методология и история социологии<br>5.4.2. Экономическая социология<br>5.4.3. Демография<br>5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы<br>5.4.5. Политическая социология (социол. и полит. науки)<br>5.4.6. Социология культуры<br>5.4.7. Социология управления<br>5.5.1. История и теория политики<br>5.5.2. Политические институты, процессы, технологии<br>5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики<br>5.5.4. Международные отношения</p> <h3><strong>Политика открытого доступа </strong></h3> <p>В целях расширения глобального обмена знаниями, журнал придерживается политики открытого доступа к актуальным и архивным выпускам. Полные электронные версии статей размещаются на официальном сайте журнала и доступны к ознакомлению, копированию, скачиванию, распространению и использованию в других законных целях при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету, но с обязательным указанием авторства и ссылкой на сайт журнала. Материалы доступны по лицензии <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru">Creative Commons Attribution International 4.0 CC-BY</a>.</p> <h3><strong>Политика оплаты </strong></h3> <p>Журнал публикует статьи на безвозмездной основе: редакция не выплачивает авторский гонорар, автор не платит никаких сборов.</p> <h3><strong>Учредители</strong></h3> <ul> <li class="show">Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук</li> <li class="show">Общественная российская академия социальных наук</li> </ul> <p>&nbsp;</p> https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/SOCZIB К читателю 2025-06-30T09:38:57+03:00 Марина Борисовна Буланова marina_bulanova@inbox.ru <p>Представление выпуска <strong>—&nbsp;</strong>Междисциплинарные исследования современного общества: от концептуального осмысления к социальным изменениям</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/VVWSIP Неформальные взаимодействия в обществе: опыт концептуальной интерпретации 2025-06-30T09:38:57+03:00 Валентина Фёдоровна Левичева levvf@mail.ru Сергей Леонидович Диманс dimsl51@mail.ru <p>Цель статьи&nbsp;– представить концептуально-методологический подход к пониманию неформальных взаимодействий как онтологического основания общества и ресурса его развития. Авторы раскрывают их основные сущностные качества&nbsp;– рекурсивность, темпоральность, эластичность, вариативность и ценностную нагруженность, демонстрируя их роль в трансформации политических, экономических и социальных практик. Гибкость и адаптивность неформальных норм обеспечивают сохранение и передачу из поколения в поколение целого спектра положительных поведенческих моделей, ценностей и смыслов, закреплённых за конкретными жизненными ситуациями. Рекурсивная «петля» неформальности обеспечивает неразрывность социальных связей во времени. Неформальные взаимодействия не только дополняют институциональную среду, но и при определённых условиях могут замещать её, формируя новые конфигурации социальной реальности. Они обогащают социальный ландшафт, страхуют общество от постоянно возникающих рисков и создают поведенческие альтернативы. Именно неформальность выступает фактором, который делает каждое исторически сложившееся общество уникальным. Вместе с тем, чрезмерное распространение неформальных практик указывает на дефицит или неэффективность институциональной структуры и может становиться барьером для устойчивого развития.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/XRWWHO Концепция колонизации данных Н. Коулдри и У. Мехиаса: содержание и методологические основания 2025-06-30T09:38:58+03:00 Михаил Михайлович Назаров vy175867@yandex.ru <p>В фокусе анализа находятся теоретико-методологические основания концепции Н.&nbsp;Коулдри и У.&nbsp;Мехиаса, в опоре на которые предлагается интерпретация масштабных преобразований современной социальной жизни, происходящих в связи с широким использованием информационно-коммуникативных технологий и извлечением данных пользователей в среде интернет. Специфика подхода авторов определяется комплексной методологией, включающей несколько аналитических традиций социально-гуманитарного знания. Используя сравнительно-исторический метод, авторы прослеживают особенности исторического колониализма в продолжительной временной перспективе. Ключевой при этом является идея колониально-капиталистической спирали&nbsp;– капитализм не был возможен без материальных благ, получаемых в результате колониальных захватов. Показано, что лежащие в основе колониализма практики присвоения и эксплуатации мировых ресурсов находят своё проявление в новой форме в наши дни. Разрабатывая концепт колониализма данных, авторы приходят к выводу, что теперь захват ресурсов осуществляется технологическими компаниями посредством изъятия человеческой жизни. При этом богатство проявлений жизни людей преобразуется в абстрактные паттерны поведения в сети, готовые к использованию в рыночных операциях цифровых платформ. В опоре на марксистскую традицию анализа, в частности, концепцию отчуждения труда показано, что в условиях капитализма данных расширение бизнеса происходит за счёт источников, не являющихся напрямую производственной деятельностью, т.е. косвенных источников эксплуатации. Именно к ним относятся разнообразные данные о поведении пользователей в сети. При этом в обществе формируются социальные отношения в связи с данными, для которых характерна жёсткая властная асимметрия между собственниками и пользователями. Колониализм данных является источником новых форм социального и экономического неравенства между людьми. Сочетание познавательных возможностей постколониальной теории и функционального подхода позволяет авторам рассмотреть содержание основных стратегий колониального управления в условиях капитализма данных: «исследовать», «расширять», «эксплуатировать», «уничтожать». Следуя логике сравнительно-исторического анализа, авторы изучают вопрос о том, как осуществляется легитимация колониальных практик в условиях исторического и цифрового колониализма. Используется анализ нарративов, предполагающий изучение сообщений с учётом их повествовательной структуры. Авторы выделяют и проводят разбор техник ряда ведущих современных нарративов, определяющих властное доминирование. Согласно концепции, капитализм данных формирует токсичные для жизни общества условия, поскольку под угрозой находится минимальная целостность человеческой жизни. Ставится вопрос о необходимости деколонизации&nbsp;– противодействия зарождающемуся социальному порядку, основанному на попытке колониального захвата новых ресурсов в интересах глобальных элит.</p> 2025-06-09T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/XWSLPM Социологическое понимание субъекта идеологии в классических и современных подходах 2025-06-30T09:38:59+03:00 Наталья Юрьевна Матвеева pmatveyev@yandex.ru <p>Идеология как социальное явление представляет собой направленное на действие формирование социальных образов и смыслов и предполагает наличие собственного носителя&nbsp;– субъекта идеологии. Изучение этого субъекта является ключевым условием понимания идеологических процессов, что определяет актуальность рассматриваемой темы. Проблема исследования заключается в понимании факторов, способствующих объединению индивидов в идеологические сообщества. На подходы к пониманию субъекта идеологии повлияли как представления о социальной сущности идеологии, так и изменения в обществе. На основе анализа классических (К.&nbsp;Маркс, В.&nbsp;Парето, К.&nbsp;Мангейм, Т.&nbsp;Адорно, А.&nbsp;Грамши) и современных (Л.&nbsp;Альтюссер, С.&nbsp;Жижек) подходов рассмотрены основные свойства коллективного субъекта идеологии. В контексте исследования уделено внимание концепциям Дж.&nbsp;Александера относительно групп-носителей коллективных смыслов, К.&nbsp;Г.&nbsp;Юнга об архетипах коллективного бессознательного, а также Р.&nbsp;Барта, интерпретировавшего идеологию как форму современной мифологии. Сформулировано положение о том, что субъект идеологии&nbsp;– это группа, характеризующаяся определённым положением в социальной структуре, и формирующая образ социальных отношений под воздействием данного социального ракурса. При этом идеология служит данной общности не столько инструментом рационального осмысления собственного положения и постановки целей развития и изменения, сколько средством рационализации глубинных социальных чувств, самоутверждения, обоснования неизбежности существующего порядка или необходимости его изменения. Сетевизация социального пространства воздействует как на свойства субъекта идеологии, так и на характер его активности. С одной стороны, могут возникать «сетевые эффекты» создания новых результатов идеологической деятельности, с другой&nbsp;– реальная социальная активность всё чаще подменяется виртуальной активностью, реализуемой в рамках социальных сетей.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/ZFLEKU Культура повседневности в условиях современных вызовов: социально-антропологический подход 2025-06-30T09:38:59+03:00 Ольга Александровна Ивенкова Ivenckova@yandex.ru Нина Борисовна Итунина nina.itunina@mail.ru <p>Современная противоречивая и рискогенная социокультурная динамика обусловливает актуализацию философско-культурологического анализа антропологического смысла культуры вообще и культуры повседневности в частности. Целью исследования является рассмотрение теоретических междисциплинарных подходов к пониманию антропологического смысла культуры повседневности и выявление их функционального потенциала в решении проблем современности. Для анализа используются философско-исторический, культурологический и семиотический подходы, включающие элементы сравнительно-исторического метода для анализа феномена культуры повседневности и его связи с историческими социокультурными процессами. Авторы раскрывают грани антропологического смысла культуры повседневности как микроуровневого среза культуры, в котором аккумулируются и транслируются глубинные пласты культурного наследия и, вместе с тем, формируется новая идентичность человека. На основе междисциплинарных исследований выделены ключевые антропологические вызовы современности: сосуществование архаичных и модернизированных культур; эволюционно-биологические изменения человечества; сохранение телесности как антропологической ценности; самореализация человека в условиях развития искусственного интеллекта. Сделан вывод о том, что в условиях продолжающихся социокультурных, экологических и технологических трансформаций культура повседневности становится зоной повышенной уязвимости и одновременно источником сопротивления деструктивным тенденциям, сохранения глубокого антропологического потенциала общества и человека.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/NTIEVD Мещане и мещанство как социальная группа и феномен буржуазной культуры: марксистский подход 2025-06-30T09:38:59+03:00 Вадим Владимирович Мухачёв vadism@rambler.ru <p>Статья посвящена месту и роли мещан и мещанства как <em>мелкобуржуазному</em> слою <em>городских</em> жителей, которые, занимаясь <em>ремесленно-торговой</em> деятельностью на «обочине» земледельческой экономики феодального общества, оказались <em>авангардом</em> буржуазии как таковой и пионерами капиталистического способа производства. История мещанства началась в IX–XI&nbsp;вв., когда в феодальной Европе возрождались античные и строились новые города, первые жители которых, в основном, были ремесленниками и торговцами, обеспечивавшими обмен продуктами труда между городом и деревней. С них началась история буржуазии, её развитие из мещан как мелких производителей, ведущих товарное производство, до использующих наёмный труд купечества, собственников мануфактур, заводов, фабрик и владельцев банков. Этот, напрямую связанный с материальным производством слой горожан, со временем породил особый социально-психологический тип личности, распространившийся впоследствии среди представителей разных слоёв и профессий городского населения нового и новейшего времени. Основой бытия мещан являются <em>товарное</em> производство и <em>торговля</em> как средство обмена между товаропроизводителями, которая играет в обществе противоречивую роль, поскольку её задачей является получение коммерческой <em>выгоды</em>, что открывает простор обману, мошенничеству и прочим нарушениям существующих в обществе норм морали и нравственности. Торговая сторона жизнедеятельности мещан формирует в них особый тип личности с соответствующей психологией и образом мыслей, который в последующем широко распространяется в обществе и усваивается представителями других слоёв и профессий городского населения.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/GVXQFR Общественный договор в сфере охраны здоровья советских граждан (1917–1940) 2025-06-30T09:39:00+03:00 Наталья Ильинична Белова n.i.belova@mail.ru <p>В контексте теории общественного договора рассмотрены два исторических периода, в течение которых наблюдались существенные изменения в основных принципах организации здравоохранительной политики государства. К формированию прообраза современной системы здравоохранения государство приступило в первые годы советской власти сразу после Октябрьской революции. Начальный период (1917–1929&nbsp;гг.) институционального строительства сферы охраны здоровья населения связан с созданием центрального государственного органа&nbsp;– Народного комиссариата здравоохранения, усилия которого были направлены на огосударствление и централизацию системы здравоохранения, развитие медицинской инфраструктуры, подготовку врачебных и других медицинских кадров, а также организацию санитарно-просветительской работы с привлечением населения к её реализации. Взяв на себя обязанность по обеспечению каждого гражданина бесплатной и квалифицированной медицинской помощью, государство приступило к реализации своих планов в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях. За относительно короткий срок в стране были практически ликвидированы инфекционные заболевания и снижен уровень социально значимых. Второй исторический период&nbsp;– довоенный (1930–1940&nbsp;гг.)&nbsp;– характеризуется масштабными реформами советского здравоохранения. Задачи, стоявшие перед отраслью, определялись интересами и планами государства в процессе социалистического строительства. Охрана здоровья была преимущественно ориентирована на работающее население, медицинское обслуживание становится максимально приближенным к рабочему месту, создаются лечебно-профилактические учреждения при предприятиях. Именно в годы первых трёх пятилеток складываются основные службы советского здравоохранения, в том числе охраны материнства и детства, санитарно-эпидемиологическая служба и&nbsp;др. Деятельность системы здравоохранения оценивалась достаточно высоко. Развитие системы общественного здравоохранения стало одним из приоритетных направлений социальных преобразований того времени.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/LCALXB Общественный договор между художественной интеллигенций и властью в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) 2025-06-30T09:39:00+03:00 Галина Владимировна Тартыгашева tarty@yandex.ru <p>В статье, опираясь на историко-социологический анализ, раскрывается роль художественной интеллигенции и партийно-государственной элиты в формировании социальной сплочённости, патриотизма, единства нации, мобилизации духовных сил советского народа как важных компонентов общественного договора. Автор рассматривает особенности общественного договора между художественной интеллигенцией и советской властью в период Великой Отечественной войны 1941–1945&nbsp;гг. Режиссёры, актёры, писатели, музыканты, композиторы и художники воевали на фронте, поддерживали сбор средств в Общенародный фонд обороны, вели агитационную и пропагандистскую работу, обеспечивали стабильное развитие советской культуры в тылу. Несмотря на неоднозначное отношение к советской власти и существование оппозиции среди творцов, в военное время художественная интеллигенция сплотилась в служении интересам государства и народа, значительно способствовала поддержке боевого духа, мобилизации духовных сил народа. Благодаря её творчеству, обращению к историческим корням, символам и смыслам, произошёл рост национального самосознания, единства советского народа в тяжёлых условиях военного времени.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/KKFOKU Андрогинная гендерная идентичность личности в условиях современного общества 2025-06-30T09:39:01+03:00 Мария Петровна Китаева kimape@mail.ru <p>В современных социальных условиях всё большее значение приобретает андрогинный тип гендерной идентичности, сочетающий феминные и маскулинные черты, выступающий как адаптивный механизм личностной идентификации в условиях размывания традиционных норм. Цель исследования&nbsp;– выявить особенности андрогинных мужчин и женщин, способствующие или затрудняющие их социальную адаптацию. В работе использованы данные эмпирических исследований последнего десятилетия, проведён анализ взаимосвязей между гендерным статусом личности и такими аспектами, как семейные установки, профессиональный выбор, деятельность в коллективе, уровень тревожности и социальное поведение. Установлено, что андрогинный гендерный статус является доминирующим среди представителей разных возрастных групп, особенно среди молодёжи. Образ идеальной женщины всё чаще формируется в русле биархата (принципа гендерного равноправия) и включает андрогинные черты, тогда как образ идеального мужчины остаётся в значительной степени патриархальным, хотя к нему начинают добавляться «феминные» элементы эмоциональной открытости и заботы. Андрогинные личности демонстрируют высокую адаптивность: они успешнее реализуют себя в профессиональной сфере, обладают более широким диапазоном ролевых возможностей и характеризуются повышенной социальной компетентностью. Однако в некоторых контекстах&nbsp;– таких как распределение семейных ролей или восприятие собственной значимости&nbsp;– андрогинность может сопровождаться неопределённостью и внутренним конфликтом. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в кадровой работе, органах власти и местного самоуправления, административных структурах, образовательной и психологической консультативной деятельности.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/KNAJFK Городские гендерные режимы в зеркале критической топонимики 2025-06-30T09:39:01+03:00 Роман Владимирович Евстифеев evstifeev@inion.ru Галина Геннадьевна Евстифеева gge65@mail.ru <p>В статье представлены результаты исследования топонимических систем региональных столиц Центрального федерального округа (16 городов, за исключением Москвы). Цель работы заключалась в выявлении характеристик городских гендерных режимов этих городов с точки зрения критической топонимики, а также в проведении сравнительного анализа с аналогичными данными для европейских городов. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция гендерных режимов и основные положения критической топонимики. Сбор данных по российским городам осуществлялся на основе анализа официальных документов, а также информации геоинформационных систем&nbsp;– Яндекс.Карты и OpenStreetMap; для европейских городов использовались открытые данные, интегрированные проектами Mapping diversity и Stnameslab. Обработка полученных материалов включала применение статистических и картографических методов с использованием программ Microsoft Excel и QGIS. Проведённый анализ подтвердил наличие устойчивых гендерных режимов в топонимических системах всех исследованных городов. Основной характеристикой выявленных режимов стало безусловное доминирование мужских имён в названиях улиц как в российских, так и в европейских городах. Однако наблюдалось различие в содержательном наполнении: в российских городах преобладали имена деятелей надгородского уровня, тогда как в европейских&nbsp;– при гораздо большем числе «женских» антропотопонимов, значительная их часть относится к деятелям, имеющим непосредственное отношение к городу и его развитию. Пространственное распределение топонимов также свидетельствует о регулируемости городского пространства гендерными режимами: «женские» антропотопонимы чаще всего находятся на периферии центральных районов. Полученные результаты позволяют сформулировать перспективные направления дальнейшего изучения городских гендерных режимов через призму критической топонимики.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/BAYVWD Ценностная проблематика в национальных проектах Российской Федерации 2025-06-30T09:39:02+03:00 Мария Васильевна Рославцева maria.roslavtseva@yandex.ru <p>В статье рассматриваются теоретические основания понятия «ценности» в философии и социологии и их отражение в современной ценностно-ориентированной политике на примере национальных проектов «Семья» и «Молодёжь и дети», а также Стратегии семейной и демографической политики до 2036 года. В рамках теоретической части статьи проведено философское и социологическое осмысление понятия «ценность» на основе трудов И.&nbsp;Канта, Г.&nbsp;Риккерта, Э.&nbsp;Дюркгейма, М.&nbsp;Вебера, Т.&nbsp;Парсонса, В.&nbsp;П.&nbsp;Тугаринова, В.&nbsp;А.&nbsp;Ядова, Н.&nbsp;П.&nbsp;Лапина. Рассмотренные теоретические подходы систематизированы по признакам интерпретации ценностей и объединены в три группы, различающиеся по акценту: нормативному, идеальному и практическому. Эта классификация послужила основой для сравнительного анализа авторского понимания ценностей и существующего в российском законодательстве подхода к осмыслению этой категории. Анализ национальных проектов и Стратегии показал, что они содержат конкретные механизмы трансляции ценностей через воспитание, образование и культурный контекст, способствуя укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обозначенных Указом Президента РФ от 9 ноября 2022&nbsp;г. №&nbsp;809. Однако для повышения их эффективности необходим более широкий охват аудитории и системное взаимодействие с уже сложившимися ценностными ориентациями населения, поскольку текущая реализация проектов недостаточно учитывает эти установки. Представленный анализ позволяет сформулировать практические рекомендации по совершенствованию ценностно-ориентированных мер государственной политики и может быть полезен для учёных-демографов, правоведов и философов аксиологического направления.</p> 2025-06-30T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##