Функциональная неграмотность как угроза устойчивому развитию современного общества

Научная статья
  • Наталья Вячеславовна Курилович Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь nv_kurilovich@mail.ru
    Elibrary Author_id 1027689
Для цитирования
Курилович Н. В. Функциональная неграмотность как угроза устойчивому развитию современного общества // Наука. Культура. Общество. 2020. Том 26. № 2. С. 53-62. DOI: https://doi.org/10.38085/2308829X-2020-2-53-62

Аннотация

Статья посвящена анализу функциональной неграмотности как социального феномена. Отмечается социально-историческая контекстуальность становления и развития функциональной неграмотности в мире. Рассматриваются основные подходы к анализу функциональной неграмотности: экономический, институциональный, национально-государственный и личностный. Подчеркивается значение программ международной оценки функциональной грамотности населения (PISA, PIAAC) во всем мире.
Ключевые слова:
функциональная неграмотность, концепции функциональной неграмотности, минимальная грамотность, компетентность, непрерывное образование

Биография автора

Наталья Вячеславовна Курилович, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018 / ПРООН. URL: http://www.hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

2. Беларусь и страны мира: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск. 2018. URL: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/abf/abf37aebbf2e5cfa2d9d978f00491274.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

3. Рейтинг стран мира по уровню образования / Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 28.10.2019).

4. Социология современного образования : учебник / Г.Ф. Шафранов-Куцев [и др.]. Москва : Логос, 2016. 432 c. ISBN 978-5-98704-842-9. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/48345.html (дата обращения: 28.10.2019). Режим доступа: для авторизир. пользователей.

5. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. М.: Альфа-М, 2006. 335 с.

6. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире : системный анализ / пер. с англ. С.Л. Володиной [и др.]. Под ред. д-ра экон. наук Г.Е. Скорова. Послесл. д-ра экон. наук, проф. В.А. Жамина. Москва : Прогресс, 1970. 261 с.

7. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. Барнаул : Изд-во АРНЦ СО РАО, 2002. 170 с.

8. Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации / А.Л. Сафонов //Диалог культур в условиях глобализации : XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. Т. 1 : Доклады. СПб. : СПбГУП, 2011. С.141-144. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/Sbor_full/2011_1_rus.pdf (дата обращения: 28.10.2019).

9. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т». Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. 243 с.

10. Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования 2015. №7. С. 48-57.

11. Международная программа по оценке компетенций взрослого населения. Гуманитарная энциклопедия: Исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019. URL: http://gtmarket.ru/research/piaac/info (дата обращения: 28.10.2019).

12. Подольский О.А. Насколько компетентны сегодня взрослые россияне. Результаты Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в Российской Федерации /О.А. Подольский, Д.С. Попов, Е.Д. Рылько; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 79 с.

13. Полищук Л.Н. Функциональная грамотность: сущность и становление. Мозырь: МГПУ, 2008. 212 с.

14. Крупник С.А., Мацкевич В.В. Функциональная грамотность в системе образования Республики Беларусь. Минск : АПО, 2003. 125 с.

15. Всемирный доклад по мониторингу образования «Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех». Издательство ЮНЕСКО, 2016 г. URL: http://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus (дата обращения: 28.10.2019).

16. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. : Гардарики, 2001. 398 с.

17. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. :«Эксмо», 2016. 208 с. ISBN 978-5-699-90556-0

18. Тоффлер Э. Футурошок: пер. с англ. СПб. : Лань, 1997. 461 с.
Статья

Поступила: 19.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Курилович, Н. В. (2020). Функциональная неграмотность как угроза устойчивому развитию современного общества. Наука. Культура. Общество, 26(2), 53-62. https://doi.org/10.38085/2308829X-2020-2-53-62
Раздел
Социология культуры