Умеренно-ориентальное прочтение (рецепция) ислама в работах Макса Вебера

Научная статья
  • Наташа Йованович Айзенхаммер Белградский университет, Белград, Сербия natasa.jovanovic@f.bg.ac.rs ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3151-9732
Для цитирования
Йованович Айзенхаммер Н. Умеренно-ориентальное прочтение (рецепция) ислама в работах Макса Вебера // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27. № 3. С. 26-34. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.3

Аннотация

Данная работа посвещена видению Максом Вебером ислама как религии, которая породила воинов на Аравийском полуострове в VII веке, а также, в качестве логического продолжения, анализу данной интерпретации посредством теоретического подхода Эдварда Саида, то есть посредством теоретического ориентального подхода. В первой части работы представлены аспекты анализа ислама по Веберу, которые необходимо принимать во внимание, особенно в контексте компаративной теологии, то есть в свете рассмотрения особенностей ислама на фоне других мировых религий. Во второй части работы рассмотрена концепция ориентализма Саида и дан собственный апробированный теоретический подход в рамках умеренного ориентализма, который, по мнению авторов, является важным концептуальным коррективом, который может способствовать лучшему пониманию и анализу различных ориентальных дискурсов, в том числе и дискурса Вебера. Принимая во внимание то, что речь идет о возможно самом влиятельном классике социологии, в случае социологии религии, очень важно критически подойти к анализу его понимания ислама для того, чтобы мы определили, какие из его выводов значимы для социологии религии и социологии ислама и сегодня, а какие из его гипотез мы можем отнести к некому виду редукционизма или ориентализма.
Ключевые слова:
Макс Вебер, ислам, ориентализм, военный ethos, социология религии

Биография автора

Наташа Йованович Айзенхаммер, Белградский университет, Белград, Сербия
доктор социологических наук, доцент, кафедра социологии Философского факультета

Литература

1. Turner, B. (1998) Max Weber Classic Monographs. Volume VII: Weber and Islam. London and NewYork : Routledge. 212 p.

2. Turner, B. (2010) Islam, capitalism and the Weber theses. The British Journal of Sociology. Vol. 61. No 1. P. 147–160. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-4446.2009.01243.x.

3. Max Weber and Islam (1999) Ed. by T. Huff & W. Schluchter. New Brunswick, N.J. : Transaction Publ.. P. 332.

4. Salvatore, A. (1996) Beyond Orientalism? Max Weber and the Displacements of ‘Essentialism’ in the Study of Islam. Arabica.Vol. 43. No 3. P. 457-485. DOI: https://doi.org/10.1163/1570058962582723.

5. Farris, S. (2010) An ‘Ideal Type’ Called Orientalism – Selective Affinities between Edward Said and Max Weber. Interventions: International Journal of Postcolonial Studies. Vol. 12. No 2. P. 265–284. DOI: https://doi.org/10.1080/1369801X.2010.489701.

6. Farris, S. (2013) Max Weber’s Theory of Personality: Individuation, Politics and Orientalism in the Sociology of Religion. Leiden, Boston : Brill. 229 p. ISBN 978-1608464166.

7. Bashier, S. (2011) The Long Shadow of Max Weber: The Notion of Transcendence and the Spirit of Mystical Islam. Journal of Levantine Studies. No 1. P. 129–151.

8. Sukidi (2006) Max Weber’s Remarks on Islam: The Protestant Ethic among Muslim Puritans. Islam and Christian-Muslim Relations. Vol. 17. No 2. P. 195-205. DOI: https://doi.org/10.1080/09596410600604484.

9. Tenbruck, F. (1980) The Problem of thematic unity in the works of Max Weber. British Journal of Sociology.Vol. 31. No 3. P. 316–351.

10. Veber, M. (2011) Protestantska etika i duh kapitalizma. Novi Sad : Mediterran Publ. 226 s.

11. Weber, M. (1951) The Religion of China: Confucianism and Taoism. Glencoe, Illinois : The Free Press. 308 p.

12. Weber, M. (1952) Ancient Judaism. Glencoe Illinois: The Free Press. 484 p.

13. Weber, M. (1958) The Religion of India, the Sociology of Hinduism and Buddhism. Glencoe, Illinois : The Free Press. 392 p.

14. Veber, M. (1976) Privreda i društvo, knj. 1–2. Beograd : Prosveta. 498 s.

15. Veber, M. (2015) Sociologija religije – tipovi religijskih zajednica. Novi Sad : Mediterran Publ. 249 s. ISBN: 978-86-6391-028-7.

16. Schluchter, W. (1987) Weber’s Sociology of Rationalism and Typology of Religious Rejections of the World. In: Lash, S., Whimster, S. Max Weber, Rationalityand Modernity. London and New York : Routledge. P. 92–118.

17. Becker, C. H. (1974) Christianity and Islam. New York : Burt Franklin Reprints.

18. Esposito, L. J. (2003) Unholy War: Terror in the Name of Islam. New York, Oksford : Oksford University Press. 196 p. ISBN 0-19-515435-5.

19. Cook, D. (2005) Understanding Jihad. Berkley, Los Angeles, London : University of California Press. 269 p.

20. Vukomanović, M. (2004) Religija. Beograd : Zavod za udžbenike i nastavna sredstva.

21. Rodinson, M. (1973) Islam and Capitalism. NewYork : Pantheon Books. 308 p. ISBN 978-0394467191.

22. Said, E. (2002) Kultura i imperijalizam. Beograd : Beogradski krug. 645 s.

23. Said, E. (2008) Orijentalizam. Beograd : Biblioteka XX vek. 480 s.

24. Jovanović, N. (2017) Contemporary Orientalistic discourse as the framework for the analysis of Islamophobia in Western societies. In: Stanarević S., Đorđević I., Rokvić V, (eds). 3rd International Conference on Human Security, Belgrade, May 2017, University of Belgrade – Faculty of Security Studies, Human Security Research Center. P. 272-274.
Статья

Поступила: 01.09.2021

Опубликована: 29.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Йованович Айзенхаммер, Н. (2021). Умеренно-ориентальное прочтение (рецепция) ислама в работах Макса Вебера. Наука. Культура. Общество, 27(3), 26-34. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.3.3
Раздел
Социология религии