Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности
Научная статья
Для цитирования
Березина А. В., Колосова Е. А. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27. № 4. С. 122-131. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.10
Аннотация
Чтение разнообразной литературы является важнейшим видом деятельности, способствующим социализации подростка, становлению идентичности, формированию мировоззрения, ценностных ориентаций. В настоящее время чтение для подростков стало необязательным занятием, воспринимается ими как одно из досуговых, предпочтение отдается бездумному времяпрепровождению: просмотр сериалов, компьютерные игры, «зависание» в соцсетях. Эти изменения во многом связаны с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе с повышением представленности цифровых технологий в жизни подростков. Согласно психологическим исследованиям в структуре мотивации чтения современных подростков можно выделить следующие основные мотивы: мотив пользы, мотив развлечения, мотив эскапизма, личностный мотив, мотив принуждения, социальный мотив. При этом более трети подростков не имеют сформированной читательской мотивации, а среди мотивов чтения преобладают внешние: пользы, развлечения и принуждения. В мотивации чтения прослеживается динамика изменений по возрастам, а также гендерные различия. Социологические опросы показывают, что круг чтения современных подростков состоит из печатных и электронных книг и периодики. Пропорции с каждым годом меняются в сторону предпочтения электронного чтения и несмотря на то, что Интернет усилил интенсивность чтения подростков, они читают в Интернете не только электронные книги, но и новостные сообщения, энциклопедии, юмористические сайты, публикации о знаменитостях и даже музыкальные порталы. Таким образом, цифровизация способствует увеличению объема чтения, но снижает его качество.
Ключевые слова:
чтение подростков, мотивы чтения подростков, круг чтения подростков, цифровая среда, гендерные различия, возрастная динамика
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
2. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М. : Лайда, 1994. 191 с. ISBN 5-87632-035-8.
3. Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. М. : Издательство «Канон+», 2016. Вып. 13. С. 85-93. ISBN 978-5-88373-048-0.
4. Детское чтение в России / Е.А. Колосова, О.П. Мезенцева, М.А. Веденяпина [и др.]. Москва, 2014. 114 с.
5. Березина, А. В. Особенности социализации современных подростков // Педагогические проблемы социализации: научные практико-ориентированные разработки. М. : ООО «Франтера», 2010. С. 37-45.
6. Березина, А. В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. М. : РГДБ, 2020. Вып. 6. С. 16-29.
7. Березина, А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101-109.
8. Колосова, Е. А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 123-130.
9. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова, Г.Г. Граник // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02.
10. Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность: опрос «Лаборатории Касперского» // Kaspersky Safe Kids: [сайт]. 01.09.2020. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (дата обращения 25.05.2021).
2. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М. : Лайда, 1994. 191 с. ISBN 5-87632-035-8.
3. Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. М. : Издательство «Канон+», 2016. Вып. 13. С. 85-93. ISBN 978-5-88373-048-0.
4. Детское чтение в России / Е.А. Колосова, О.П. Мезенцева, М.А. Веденяпина [и др.]. Москва, 2014. 114 с.
5. Березина, А. В. Особенности социализации современных подростков // Педагогические проблемы социализации: научные практико-ориентированные разработки. М. : ООО «Франтера», 2010. С. 37-45.
6. Березина, А. В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. М. : РГДБ, 2020. Вып. 6. С. 16-29.
7. Березина, А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101-109.
8. Колосова, Е. А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С. 123-130.
9. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н.А. Борисенко, К.В. Миронова, С.В. Шишкова, Г.Г. Граник // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02.
10. Взрослые и дети в Интернете: цифровая грамотность: опрос «Лаборатории Касперского» // Kaspersky Safe Kids: [сайт]. 01.09.2020. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (дата обращения 25.05.2021).
Статья
Поступила: 01.10.2021
Опубликована: 13.12.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Березина, А. В., & Колосова, Е. А. (2021). Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности. Наука. Культура. Общество, 27(4), 122-131. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.10
Раздел
Социология культуры