Политические контексты «мягкой силы» и культурно-образовательной дипломатии европейских стран как каналов локально-глобальных взаимодействий

  • Виталий Александрович Чумаков Аппарат Общественной палаты России, Москва, Россия v.chumakov@oprf.ru
    elibrary Author_id 252113
Для цитирования
Чумаков В. А. Политические контексты «мягкой силы» и культурно-образовательной дипломатии европейских стран как каналов локально-глобальных взаимодействий // Наука. Культура. Общество. 2021. Том 27. № 4. С. 17-29. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.2

Аннотация

Анализируется обширный организационный и проектный инструментарий, находящийся в распоряжении органов Европейского союза и ведущих европейских стран (Великобритания, Германия, Франция, Испания), применяемый ими для приложения т.н. «мягкой силы», то есть неформального продвижения национальных интересов и общеевропейских ценностей в третьих странах, включая Россию. Признается, что само существование Евросоюза в текущей конфигурации и с действующими идеологическими установками служит не столько примером и образцом для подражания, сколько объектом стремления как политических элит не входящих в ЕС стран, так и их рядового населения. Утверждается, что Европейский союз, несмотря на наличие разногласий среди некоторых его членов по отдельным политическим вопросам, в целом демонстрирует солидарное следование выработанным десятилетиями принципам, нормам и правилам социально-экономической и культурно-гуманитарной интеграции. Выявляется, что общей чертой для всех рассматриваемых национальных языковых программ и культурно-образовательных инициатив является то, что изучаемый иностранный язык всецело отражает картину мира своего «родного» государства. Более того, в учебниках и методических пособиях в большинстве случаев присутствуют ценностные ориентиры населения либо ценностная повестка самой этой страны. Все они рассчитаны на обучение иностранцев по самым разным направлениям: как результат, большинство студентов участвует в них для расширения своих возможностей, увеличения личностного капитала и дальнейшего трудоустройства в стране обучения, исходя из предполагаемого высокого уровня дохода и жизни. Делается вывод о несоразмерности значительных ресурсов, которые направляют отдельные европейские государства и уставные органы Евросоюза на продвижение общеевропейских культурных и политических ценностей, и относительно скромных усилий российского правительства по расширению «глобального» пространства Русского мира, в том числе на «локальной» территории исторически и цивилизационно близких к России евразийских стран.
Ключевые слова:
Европейский союз, мягкая сила, европейские ценности, языковые программы, обучение за рубежом, НКО, иностранные агенты

Биография автора

Виталий Александрович Чумаков, Аппарат Общественной палаты России, Москва, Россия
кандидат политических наук, МВА (European Economics), помощник руководителя

Литература

1. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 3(54). С. 212-223. DOI: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223.

2. Харитонова, Е. М. «Мягкая сила» во внешней политике государства: опыт Великобритании (вторая половина 1990-х – 2010-е гг.): автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Харитонова Елена Марковна; [Место защиты: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН], 2017. 24 c.

3. Красноперова, М. А., Рахманова, С. Т. Язык как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Великобритании на примере деятельности Британского Совета // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8, № 2А. С. 189-195.

4. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Труды Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. Т. 190. С. 211-221.

5. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен : уч. пособие. СПб. : СПбКО, 2009. 413 с. ISBN 978-5-903983-10-0.

6. Карданова, М. Л., Эздекова, Л. Б. Роль культурно-языкового фактора как инструмента «мягкой силы во внешней политике Испании // Дискуссия. 2015. № 8(60). С. 72-76.

7. Рябова, Е. Л., Терновая, Л. О. Россия-Испания: многогранность взаимодействия и возможности обучения // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 6(120). С. 15-25.

8. Кудеярова, Н. Испанский язык: две проекции одного явления // Российский совет по международным делам (РСМД). 20 ноября 2013. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/ispanskiy-yazyk-dve-proektsii-odnogo-yavleniya (дата обращения 20.10.2021).

9. Леонов, А. С. Взаимодействие Европейского союза с национальными правозащитными учреждениями в рамках политики развития и европейской политики соседства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3. С. 143-152.

10. Гребеньков, С. Д. Проблемы глобализации в СМИ. М. : Лаборатория книги, 2011. 97 с. ISBN 978-5-504-00148-7.
Статья

Поступила: 22.10.2021

Опубликована: 13.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чумаков, В. А. (2021). Политические контексты «мягкой силы» и культурно-образовательной дипломатии европейских стран как каналов локально-глобальных взаимодействий. Наука. Культура. Общество, 27(4), 17-29. https://doi.org/10.19181/nko.2021.27.4.2
Раздел
Современные политические процессы в России и за рубежом