Глобальное общество потребления и потребительские тенденции в Индии

  • Махмудул Хасан Ласкар Университет науки и техники, Мегхалая, Индия hasanlaskaramu@gmail.com ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-7024-5757
Для цитирования
Ласкар М. Х. Глобальное общество потребления и потребительские тенденции в Индии // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 1. С. 54-65. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.5 EDN: WFKQDV

Аннотация

С точки зрения социологов и обществоведов, современное глобальное общество вступило в фазу, которую принято обозначать как развитой капитализм, развитой индустриализм, информационная эра и постмодернизм. Общество потребления является своего рода характерной чертой этой фазы и идеологической силой, лежащей в основе тенденций глобального развития. В данной статье автор рассматривает развитие общества потребления и его влияние на социальное благополучие. Помимо взаимосвязи общества потребления с массовым производством, рассматривается роль технологического прогресса (в частности, развитие Интернета), изменившего мировой сектор услуг. Социальное благополучие измеряется в обществе потребления условно, через потребление товаров и услуг. Таким образом проявляется связь социального благополучия с понятием «потребность», но различные стандарты жизни подразумевают разные «потребности». Дифференцируя истинные и ложные потребности, Г. Маркузе (1964) называл ложными именно те, что навязываются индивиду особыми социальными интересами. Индия стала частью глобального общества потребления, что оказалось не лучшим вариантом для многочисленных малоимущих слоев населения. Традиционные для страны кастовое и классовое неравенства постоянно напоминают о реальности социального неблагополучия, хотя обеспеченные слои населения объективно уже достигли благополучия. Запуск Reliance Jio (дешевые безлимитные тарифы на интернет) в 2007 году ознаменовал начало новой цифровой эпохи и массового потребления среди индийского населения. Однако социальное благополучие не достигнуто, все еще остаются слои населения, нуждающиеся в удовлетворении базовых потребностей, таких как качественное образование и качественное здравоохранение. Пока не будет достигнуто равенство возможностей, социальное благополучие в индийском обществе останется утопией.
Ключевые слова:
культура потребления, общество потребления, социальное благополучие, консюмеризм

Биография автора

Махмудул Хасан Ласкар, Университет науки и техники, Мегхалая, Индия
доцент, кафедра социологии

Литература

1. Featherstone, M. (1983) Consumer Culture: An Introduction. Theory, Culture and Society. Vol. 1, No. 3. Pp. 4-9. DOI: 10.1177/026327648300100301.

2. Horkheimer, M., Adorno, T. W. (1944) Dialectic of Enlightenment: Philosophical Fragments. Stanford University Press, Stanford. 283 p.

3. Marcuse, H. (1964) One-Dimensional Man: Studies in the ideology of advanced industrial society. Boston, Beacon Press. 286 p.

4. Harvey, D. (1989) The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Basil Blackwell, Cambridge.

5. Baudrillard, J. (1998) The Consumer Society: Myths and Structures. Sage Publications, London-Thousand Oaks-New Delhi. 208 p.

6. Sen, A. (2009) The Idea of Justice. The Belknap Press of Harvard University Press, Cambridge. 496 p.

7. Sen, A. (1993) Capability and Well-Being. In: Nussbaum M. and Sen A. (eds.), The Quality of Life. Clarendon Press, Oxford. Pp. 30-53. DOI: 10.1093/0198287976.003.0005.

8. Galbraith, J. K. (1999) The Affluent Society. Penguin. 288 p.
Статья

Поступила: 30.11.2021

Опубликована: 25.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Ласкар, М. Х. (2022). Глобальное общество потребления и потребительские тенденции в Индии. Наука. Культура. Общество, 28(1), 54-65. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.5
Раздел
Современные проблемы в трансформирующемся обществе