Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»?

  • Ольга Викторовна Шиняева Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия olses@rambler.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-7852-7257
    elibrary Author_id 481624
  • Екатерина Рифовна Ахметшина Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия akhmetshina073@yandex.ru
    elibrary Author_id 586355
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31504.
Для цитирования
Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 1. С. 76-89. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.7 EDN: FKHOXK

Аннотация

В статье рассматриваются характеристики профессиональной идентичности преподавателей гуманитарного профиля, работающих в российских вузах, особенности их поведения в условиях глобальных и национальных изменений высшей школы. Усиление нестабильного положения профессиональной группы «преподаватель вуза социально-гуманитарного профиля» привело авторов к необходимости нового масштабного исследования, которое опиралось на теории профессиональной идентичности, социальной адаптации, а также на авторское эмпирическое исследование, осуществленное десять лет назад. Традиционное назначение преподавателей вузов, связанное с выполнением ролей педагога, ученого, воспитателя, наставника в современных условиях вошло в противоречие с функциями оказания и продвижения образовательных услуг, продиктованных включением высшей школы в рыночные отношения. Цель нашей работы направлена на выявление результирующих показателей ценностей и поведения вузовских преподавателей-гуманитариев, установление характера их профессиональной идентичности. В исследовании использованы функционально-ролевой, аксиологический и коммуникативный подходы, которые позволили связать новые социальные, культурные, политические процессы с реализацией функций и ролей преподавателей гуманитарного профиля. Опираясь на авторское определение профессиональной идентичности преподавателей вузов, включающей осознание и проживание субъектами своей причастности к группе, готовность к реализации качеств и моделей поведения, востребованных вузом-работодателем, авторы осуществили анализ эмпирических данных межрегионального социологического опроса и пришли к научным выводам в рамках поставленной цели. Результирующие показатели ценностей и поведения преподавателей-гуманитариев, работающих в российских вузах, свидетельствуют о том, что в их групповом сознании произошла переоценка выполняемых функций, которая привела к профессиональной переидентификации: постепенному уходу от роли «вузовская интеллигенция» и освоению роли «интеллектуалы», для которых главным качеством является развитие профессионализма и выгодное его предложение. Традиционные и ранее востребованные качества преподавателей гуманитарного цикла – интеллигентность, гражданская позиция, социальная активность, наставничество, справедливость – отодвигаются на периферию сознания преподавателей социально-гуманитарного цикла российской высшей школы.
Ключевые слова:
преподаватели высшей школы, профессиональная идентичность преподавателей-гуманитариев, смена профессиональных ценностей и ролей

Биографии авторов

Ольга Викторовна Шиняева, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой
Екатерина Рифовна Ахметшина, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Мид, Дж. Г. Избранное : Сб. переводов. М. : РАН; Центр социал. научн.-информ. исследований, 2009. 290 с. ISBN 978-5-248-00476-8. EDN MQGIQV.

2. Беккер, Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» // Контексты современности: Хрестоматия. Казань : Изд-во Казанского университета, 2001. С. 145-149.

3. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2000. 380 с. ISBN 5-02-026810-0.

4. Фадеева, И. М., Федосеева, М. В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 153-163. DOI: 10.14515/monitoring.2015.6.09. EDN VVTPDZ.

5. Резник, С. Д., Вдовина, О. А. Преподаватель российского вуза: мотивы и приоритеты деятельности // Социологические исследования. 2017. № 6 (398). С. 132-137. DOI: 10.7868/50132162517060137. EDN YTMFRH.

6. Камалдинова, Э. Ш. Развивающее обучение в современном вузе // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 74–81. EDN JSHTAV.

7. Шабанова, М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. Социология. Этнология. 2001. Том. 10. № 3. С. 78-104. EDN XTKLXO.

8. Леньков, Р. В., Богданов, В.С. Проблемы «сборки» будущей российской интеллигенции как потенциала социокультурной модернизации: социолого-управленческий дискурс // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4. C. 163-175. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-14. EDN KVZDGR.

9. Денисова, Г. С., Панфилова, Ю. С. Конструирование гражданской идентичности в системе образования: европейский и российский акценты // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. C. 115-122. EDN XDNODD.

10. Денисова, Л. Л. Проблемы идентичности гуманитарной интеллигенции России как актора политического процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. C. 17-20. DOI: 10.23672/SAE.2019.6.32959. EDN OKAOGG.
Статья

Поступила: 22.11.2021

Опубликована: 25.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шиняева, О. В., & Ахметшина, Е. Р. (2022). Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»?. Наука. Культура. Общество, 28(1), 76-89. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.7
Раздел
Современные проблемы в трансформирующемся обществе