Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»?
Научная статья
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31504.
Для цитирования
Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 1. С. 76-89. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.7 EDN: FKHOXK
Аннотация
В статье рассматриваются характеристики профессиональной идентичности преподавателей гуманитарного профиля, работающих в российских вузах, особенности их поведения в условиях глобальных и национальных изменений высшей школы. Усиление нестабильного положения профессиональной группы «преподаватель вуза социально-гуманитарного профиля» привело авторов к необходимости нового масштабного исследования, которое опиралось на теории профессиональной идентичности, социальной адаптации, а также на авторское эмпирическое исследование, осуществленное десять лет назад. Традиционное назначение преподавателей вузов, связанное с выполнением ролей педагога, ученого, воспитателя, наставника в современных условиях вошло в противоречие с функциями оказания и продвижения образовательных услуг, продиктованных включением высшей школы в рыночные отношения. Цель нашей работы направлена на выявление результирующих показателей ценностей и поведения вузовских преподавателей-гуманитариев, установление характера их профессиональной идентичности. В исследовании использованы функционально-ролевой, аксиологический и коммуникативный подходы, которые позволили связать новые социальные, культурные, политические процессы с реализацией функций и ролей преподавателей гуманитарного профиля. Опираясь на авторское определение профессиональной идентичности преподавателей вузов, включающей осознание и проживание субъектами своей причастности к группе, готовность к реализации качеств и моделей поведения, востребованных вузом-работодателем, авторы осуществили анализ эмпирических данных межрегионального социологического опроса и пришли к научным выводам в рамках поставленной цели. Результирующие показатели ценностей и поведения преподавателей-гуманитариев, работающих в российских вузах, свидетельствуют о том, что в их групповом сознании произошла переоценка выполняемых функций, которая привела к профессиональной переидентификации: постепенному уходу от роли «вузовская интеллигенция» и освоению роли «интеллектуалы», для которых главным качеством является развитие профессионализма и выгодное его предложение. Традиционные и ранее востребованные качества преподавателей гуманитарного цикла – интеллигентность, гражданская позиция, социальная активность, наставничество, справедливость – отодвигаются на периферию сознания преподавателей социально-гуманитарного цикла российской высшей школы.
Ключевые слова:
преподаватели высшей школы, профессиональная идентичность преподавателей-гуманитариев, смена профессиональных ценностей и ролей
Литература
1. Мид, Дж. Г. Избранное : Сб. переводов. М. : РАН; Центр социал. научн.-информ. исследований, 2009. 290 с. ISBN 978-5-248-00476-8. EDN MQGIQV.
2. Беккер, Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» // Контексты современности: Хрестоматия. Казань : Изд-во Казанского университета, 2001. С. 145-149.
3. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2000. 380 с. ISBN 5-02-026810-0.
4. Фадеева, И. М., Федосеева, М. В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 153-163. DOI: 10.14515/monitoring.2015.6.09. EDN VVTPDZ.
5. Резник, С. Д., Вдовина, О. А. Преподаватель российского вуза: мотивы и приоритеты деятельности // Социологические исследования. 2017. № 6 (398). С. 132-137. DOI: 10.7868/50132162517060137. EDN YTMFRH.
6. Камалдинова, Э. Ш. Развивающее обучение в современном вузе // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 74–81. EDN JSHTAV.
7. Шабанова, М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. Социология. Этнология. 2001. Том. 10. № 3. С. 78-104. EDN XTKLXO.
8. Леньков, Р. В., Богданов, В.С. Проблемы «сборки» будущей российской интеллигенции как потенциала социокультурной модернизации: социолого-управленческий дискурс // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4. C. 163-175. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-14. EDN KVZDGR.
9. Денисова, Г. С., Панфилова, Ю. С. Конструирование гражданской идентичности в системе образования: европейский и российский акценты // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. C. 115-122. EDN XDNODD.
10. Денисова, Л. Л. Проблемы идентичности гуманитарной интеллигенции России как актора политического процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. C. 17-20. DOI: 10.23672/SAE.2019.6.32959. EDN OKAOGG.
2. Беккер, Г. Девиантность как следствие «наклеивания ярлыков» // Контексты современности: Хрестоматия. Казань : Изд-во Казанского университета, 2001. С. 145-149.
3. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2000. 380 с. ISBN 5-02-026810-0.
4. Фадеева, И. М., Федосеева, М. В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 153-163. DOI: 10.14515/monitoring.2015.6.09. EDN VVTPDZ.
5. Резник, С. Д., Вдовина, О. А. Преподаватель российского вуза: мотивы и приоритеты деятельности // Социологические исследования. 2017. № 6 (398). С. 132-137. DOI: 10.7868/50132162517060137. EDN YTMFRH.
6. Камалдинова, Э. Ш. Развивающее обучение в современном вузе // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 74–81. EDN JSHTAV.
7. Шабанова, М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. Социология. Этнология. 2001. Том. 10. № 3. С. 78-104. EDN XTKLXO.
8. Леньков, Р. В., Богданов, В.С. Проблемы «сборки» будущей российской интеллигенции как потенциала социокультурной модернизации: социолого-управленческий дискурс // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4. C. 163-175. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-14. EDN KVZDGR.
9. Денисова, Г. С., Панфилова, Ю. С. Конструирование гражданской идентичности в системе образования: европейский и российский акценты // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. C. 115-122. EDN XDNODD.
10. Денисова, Л. Л. Проблемы идентичности гуманитарной интеллигенции России как актора политического процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. C. 17-20. DOI: 10.23672/SAE.2019.6.32959. EDN OKAOGG.

Статья
Поступила: 22.11.2021
Опубликована: 25.03.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Шиняева, О. В., & Ахметшина, Е. Р. (2022). Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»?. Наука. Культура. Общество, 28(1), 76-89. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.7
Раздел
Современные проблемы в трансформирующемся обществе