Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура

Научная статья
  • Николай Витальевич Литвак МГИМО МИД России, Москва, Россия jourfr@mail.ru
    Elibrary Author_id 655516
Для цитирования
Литвак Н. В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. 2018. Том 24. № 2-3. С. 156-163.

Аннотация

В статье рассматриваются философско-социальные аспекты новых инициатив в области высшего образования в России по замене он-лайн лекциями традиционных лекций, читаемых преподавателями. В условиях, когда неясен результат «цифровизации» образования, её цели и даже то, что она такое есть в социальном плане кроме использования компьютеров вместо книг, предлагается отказ от дающих результат методов преподавания в пользу использования новых инфокоммуникационных технологий. Сами по себе любые технологии, в т. ч. цифровые, не несут никакого ценностного содержания. Им их наполняет социальная и политическая деятельность людей. В этой связи проблемы российского высшего образования нуждаются в более чётком определении как социальные, политические, философские, с тем, чтобы любым технологиям было затем определено место, необходимое и подходящее для их решения. Образование, согласно действующим правовым документам, имеет целью подготовку специалиста и члена общества, т. е. его обучение и воспитание. Предлагаемая замена учебников на записанные и предлагаемые онлайн курсы никак не объясняет, почему студенты, не читающие учебники, станут смотреть и изучать видеозаписи. В тоже время воспитание человека, способного учиться самостоятельно, независимо от того, на каком носителе зафиксированы знания, это и есть работа преподавателя со студентами в вузе.
Ключевые слова:
высшее образование, цифровизация образования, онлайн лекции, воспитание

Биография автора

Николай Витальевич Литвак, МГИМО МИД России, Москва, Россия
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии

Литература

1. Вузы разделят на три разряда // Коммерсантъ. № 182. 05.10.2018. С. 4.

2. Котюков: итоги «EdCrunch» можно интегрировать в нацпроект «Образование» // РИА Новости. 01.10.2018. URL: https://ria.ru/sn_edu/20181001/ 1529706683.html

3. Лекции переносят в онлайн-аудиторию // Коммерсантъ. № 179. 02.10.2018. С. 5.

4. Литвак Н. В. Языковой аспект в проблеме внутренней и внешнеполитической информационной безопасности // Международная жизнь. 2017. № 13. Специальный выпуск «Россия и информационная безопасность». С. 159–168.

5. Литвак Н. В. Школа: между инструментами и смыслами // Дети и общество: социальная реальность и новации: Сборник докладов на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 23–24 октября 2014 г. М.: РОС, 2014. С. 151–158.

6. Образование готовят к переходу в интернет // Коммерсантъ. 06.10.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3760270

7. Российским университетам принесли изменения // Коммерсантъ. № 185. 10.10.2018. С. 5.

8. Университеты хотят новых оценок // Коммерсантъ. № 113. 02.07.2018. С. 5

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0& rnd=0.6475805632519984#06088086005864077
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Литвак, Н. В. (2018). Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура. Наука. Культура. Общество, 24(2-3), 156-163. извлечено от https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/290
Раздел
Исследования