Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г.

Научная статья
  • Тимофей Александрович Нестик Институт психологии РАН, Москва, Россия nestik@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1410-4762
    Elibrary Author_id 108354
    ResearchID A-4640-2017
  • Анатолий Лактионович Журавлев Институт психологии РАН, Москва, Россия adm3@psychol.ras.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2555-7599
    Elibrary Author_id 104754
    ResearchID P-6993-2015
  • Андрей Владиславович Юревич Институт психологии РАН, Москва, Россия yurevich@psychol.ras.ru
    Elibrary Author_id 1353
    ResearchID L-1818-2014
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РНФ, грант № 14-18-0327
Для цитирования
Нестик Т. А., Журавлев А. Л., Юревич А. В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 22. № 2. С. 5-16. EDN: MEMPVT

Аннотация

В статье обосновывается необходимость прогнозов развития психологической науки и практики с целью выработки адекватной научной политики в этой дисциплинарной сфере, подготовки к изменениям, которые может вызвать в обществе приращение психологического знания, формирования наиболее оптимальных стратегий развития психологии. Приводятся и анализируются результаты экспертного опроса, проведенного Институтом психологии РАН в 2015 г. и направленного на выявление мнений 50 экспертов о том, какими могут стать психологическая наука и психологическая практика в нашей стране и в мире к 2030 г. На основе результатов экспертного опроса выстраивается образ будущего психологической науки и практики.
Ключевые слова:
развитие психологической науки, психологическая практика, прогноз, экспертный опрос, будущее, основные тенденции

Биографии авторов

Тимофей Александрович Нестик, Институт психологии РАН, Москва, Россия
доктор психологических наук, зав. лабораторией социальной и экономической психологии
Анатолий Лактионович Журавлев, Институт психологии РАН, Москва, Россия
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, директор
Андрей Владиславович Юревич, Институт психологии РАН, Москва, Россия
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, заместитель директора

Литература

1. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.

2. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 27–37.

3. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Основные подходы к исследованию групповой рефлексивн6ости в социальной и организационной психологии // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2011. № 1. C. 15–18.

4. Майло П. Что день грядущий нам готовил? М.: ЛомоносовЪ, 2011.

5. Нестик Т. А. Социальная психология времени. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.

6. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психологические проблемы совместного творчества // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 442–467.

7. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 19–28.

8. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. М.: Министерство образования и науки РФ, 2013.

9. Прогноз научно-технологического развития России 2030. М.: Министерство образования и науки РФ, 2014.

10. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1. С. 8–15.

11. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Пути и принципы теоретико-экспериментальной психологии и практики // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 18–69.

12. Юревич А. В., Цапенко И. П. Наука в современном российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
Статья

Поступила: 19.07.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л., & Юревич, А. В. (2022). Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. Наука. Культура. Общество, 22(2), 5-16. извлечено от https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/372