Теория услуги – теория социального капитала

Научная статья
Для цитирования
Монд Д. Теория услуги – теория социального капитала // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 3. С. 68-80. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.5 EDN: OZOJRU

Аннотация

Задачей данной статьи является формулирование теории социального капитала, с целью разрешить хотя бы часть существующих сегодня в этой области знания противоречий и проблем. Предлагаемая концептуализация имеет потенциал разрешить следующие вопросы: 1) Невозможность свести рациональное и иррациональное начала социального капитала к одному знаменателю; 2) Неясность связи между микро- и макроанализом; 3) тавтология в определении, когда социальный капитал определяется через его следствия; 4) невозможность свести проявления социального капитала к единому основанию; 5) предвзятая позитивность; и другие. Сначала автор предлагает определить социальный капитал через понятие готовности оказать услугу, которая подразумевается его базовым ресурсом (социальным ресурсом). Затем раскрывается тема источников этой готовности, которыми, по мнению автора, являются симпатия и доверие к социальной единице (человеку, группе, компании, тд.). Следующим вводится понятие инфраструктуры социального капитала, роль которой заключается в обеспечении накопления социального капитала и его передачи между членами сети. Инфраструктура состоит из двух уровней – социальная сеть в целом и межличностные отношения в частности. На первом уровне накапливаются общие симпатия и доверие, на втором – личные симпатия и доверие. Затем освещается вопрос извлечения пользы из социального капитала (активация, использование). После приводятся примеры совместимости данной теории с уже существующими концепциями. В заключении автор делает вывод, что предлагаемая концепция хорошо разрешает многие ключевые противоречия и проблемы науки о социальном капитале.
Ключевые слова:
социальный капитал, теория, концепция, проблемы, источники, определение, активация, доверие, симпатия, готовность услуги

Литература

1. Putnam, R. (1995) Bowling alone: America's declining social capital. Journal of Democracy. No. 6(1). Pp. 65-78. DOI 10.1353/jod.1995.0002.

2. Bourdieu, P. (1986) The forms of capital. In: Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, ed. by J. G. Richardson. New York, Greenwood Press. Pp. 241–58.

3. Coleman, S. James (1988) Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. Suppl. S95-S120.

4. Woolcock, M. (1998) Social capital and economic development: Towards a theoretical synthesis and policy framework. Theory and Society. No. 27(2). Pp. 151-208. DOI 10.1023/A:1006884930135.

5. Burt, R. S. (1992) Structural holes: the social structure of competition. USA, Harvard University Press. 324 p. ISBN 978-0674029095.

6. Nahapiet, J., Ghoshal, S. (1998) Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review. No. 23(2). Pp. 242-266. DOI 10.2307/259373.

7. Fukuyama, F. (2001) Social capital, civil society and development. Third World Quarterly. No. 22(1). Pp. 7-20. DOI 10.1080/01436590020022547.

8. Granovetter, M. (1992) Problems of explanation in economic sociology. In: Networks and organizations: Structure, form, and action, ed. By N. Nohria & R. G. Eccles. Boston, Harvard Business School Press. Pp. 25-56.

9. Burt, R. S. (2005) Brokerage and closure an introduction to social capital. Oxford, Oxford University Press. 279 p. ISBN 978-0199249145.

10. Lin, N. (2004) Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge, Cambridge University Press. 294 p. ISBN 978-0521521673.

11. Schmid, A. A. (2002) Using motive to distinguish social capital from its outputs. Journal of Economic Issues. No. 36(3). Pp. 747-768. DOI 10.1080/00213624.2002.11506511. EDN EHEAJX.

12. Claridge, T. (2018). Criticisms of social capital theory and lessons for improving practice. Social Capital Research. URL: https://u.to/uHZLHA (last request: 15.06.2022).

13. Field, J. (2003) Social capital (Key ideas). London, Routledge. ISBN 0-203-63408-X.

14. McPherson, M., Smith-Lovin, L., Cook, M. J. (2001) Birds of a feather: homophily in social network. Annual Review of Sociology. No. 27. Pp. 415-444. DOI 10.3410/f.725356294.793504070.

15. Trivers, L. R. (1971) The Evolution of reciprocal altruism. The Quarterly Review of Biology. No. 46(1). Pp. 35-57. DOI 10.1086/406755.

16. Langlois, J. H., Kalakanis, L, Rubenstein, A. J. [et al.] (2000) Maxims or myths of beauty? A meta-analytic and theoretical review. Psychological Bulletin. No. 126(3). Pp. 390-423. DOI 10.1037//0033-2909.126.3.390.

17. Hosoda, M., Stone-Romero, E. F., Coats, G. (2003) The effects of physical attractiveness on job-related outcomes: a meta-analysis of experimental studies. Personnel Psychology. Vol. 56. No 2. Pp. 431-462. EDN EAGAAR.

18. Christakis, N. A., Fowler, J. H. (2014) Friendship and natural selection. PNAS. Vol. 111. Suppl. 3. DOI 10.1073/pnas.1400825111.

19. Mudde, C., Kaltwasser, C. R. (2017) Populism: A very short introduction. Oxford, Oxford University Press. 136 p. ISBN 978-0190234874.

20. Erdogan, B., Bauer, T. N. (2014) Leader-Member Exchange (LMX) Theory: The Relational Approach to Leadership. In: The Oxford Handbook of Leadership and Organizations, ed. By D. V. Day. Pp. 407-433. DOI 10.1093/oxfordhb/9780199755615.013.020.

21. Batra, R., Ahuvia, A., Bagozzi, R. P. (2012) Brand Love. Journal of Marketing. No. 76(2). Pp. 1-16. DOI 10.1509/jm.09.0339.

22. Labianca, G., Brass, D. J. (2006) Exploring the Social Ledger: Negative Relationships and Negative Asymmetry in Social Networks in Organizations. Academy of Management Review. No. 31(3). Pp. 596–614. DOI 10.5465/amr.2006.21318920.

23. Möllering, G. (2001) The Nature of Trust: From Georg Simmel to a Theory of Expectation, Interpretation and Suspension. Sociology. No. 35(2). Pp. 403-420. DOI 10.1017/S0038038501000190.

24. Chaudhuri, A., Holbrook, M. B. (2001) The Chain of Effects from Brand Trust and Brand Affect to Brand Performance: The Role of Brand Loyalty. Journal of Marketing. No. 65(2). Pp. 81-93. DOI 10.1509/jmkg.65.2.81.18255. EDN DNYDRJ.

25. Dunbar, R. I. M. (1992) Neocortex size as a constraint on group size in primates. Journal of Human Evolution. No. 22(6). Pp. 469-493. DOI 10.1016/0047-2484(92)90081-J.

26. Woolcock, M. (2001) The Place of Social Capital in Understanding Social and Economic Outcomes. Canadian Journal of Policy Research. No. 2(1). Pp. 11-17.

27. Granovetter, M. (1973) The Strength of Weak Ties. American Journal of Sociology. No. 78(6). Pp. 1360-1380. DOI 10.1086/225469.
Статья

Поступила: 15.07.2022

Опубликована: 30.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Монд, Д. (2022). Теория услуги – теория социального капитала. Наука. Культура. Общество, 28(3), 68-80. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.5
Раздел
Социология науки и научного знания