Цифровая трансформация российских ВУЗов в период пандемии

Научная статья
  • Сергей Викторович Крошилин Институт социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ, Рязань, Россия krosh_sergey@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6070-1234
    Elibrary Author_id 664581
Для цитирования
Крошилин С. В. Цифровая трансформация российских ВУЗов в период пандемии // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28. № 3. С. 93-110. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.7 EDN: PSDTKS

Аннотация

Целью настоящего исследования является выявление сложившихся за три года пандемии в российских ВУЗах трендов цифровизации, которые в значительной степени связаны с необходимостью применения смешанных форм обучения на фоне развития новой коронавирусной инфекции. Объект исследования – система высшего профессионального образования. Предмет – современные тенденции цифровизации, обусловленные внешними и внутренними факторами, и отношение к ним со стороны участников образовательного процесса. Пандемия внесла значительные изменения не только в образовательный процесс, но и в систему менеджмента всей структуры получения знаний. Были выявлены значительные проблемы цифрового неравенства не только среди обучающихся, но и учебных заведений. В ситуации вынужденного перехода в смешанный и даже полностью онлайн формат обучения российская система высшего образования доказала свою состоятельность и эффективность. Большинство учебных заведений были вынуждены воспользоваться возможностями дистанционных образовательных технологий. В статье автор использует классический подход к изучению проблемы, основанный на проведении кабинетных и полевых исследований, анализе вторичных и получении первичных данных по исследуемой проблематике. Уникальность исследования заключается в том, что представлен сравнительный анализ отношения к процессам цифровизации российских ВУЗов до начала пандемии (2015 и 2020 гг.) и после пика заболеваемости (2021 г.). Для получения первичных данных был реализован авторский инструментарий лонгитюдного исследования (реализуемого более десяти лет), а также проведён опрос по изучению особенностей использования коммуникационных технологий в образовательном процессе под влиянием социальных, экономических и политических факторов, глобальных процессов, происходящих в обществе, в том числе под влиянием пандемии COVID-19. Результаты исследования могут быть значимы для учёных, специалистов, исследователей и различных структур власти, принимающих непосредственное участие в решении вопросов, связанных с системой образования и высшей школой.
Ключевые слова:
российская система образования, цифровая трансформация, пандемия COVID-19, высшее профессиональное образование, тренды информатизации ВУЗов, гендерные особенности отношения к ИКТ

Биография автора

Сергей Викторович Крошилин, Институт социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ, Рязань, Россия
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ИСЭПН ФНИСЦ РАН; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики, РязГМУ Минздрава России

Литература

1. Испытание на прочность // Ректор ВУЗа. 2020. № 9(189). С. 10-27.

2. Крошилин, С. В. Проблемы профессионального образования в период пандемии // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности : Сб. матер. XV Междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения» (Москва, 4 марта 2021 г.) : Москва : МАКС-Пресс, 2021. С. 1122-1125. DOI 10.29003/m2013.978-5-317-06609-3.

3. Захарова, У. С., Вилкова, К. А., Егоров, Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115–137. DOI 10.17323/1814-9545-2021-1-115-137. EDN XZFFLV.

4. Крошилин, С. В. Профессиональное образование в условиях пандемии и после нее // Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные приоритеты и проекты : Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Вологда, 10–11 декабря 2020 г.). Вологда : ВолНЦ РАН, 2021. С. 281-283. EDN YAOHRB.

5. Клягин, А. В. [и др.] Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. Серия: Современная аналитика образования.

6. Уроки cтресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее // Качество образования. 2020. № 2. С. 40-45. EDN TPPTQS.

7. Крошилин, С. В., Медведева, Е. И. Новые формы обучения на основе информационно-коммуникационных технологий: реализация неформального и информального образования в России // Проблемы развития территории. 2016. № 6(86). С. 94-111. EDN XBSQRJ.

8. Медведева, Е. И., Крошилин, С. В. Отношение молодежи к информационно-коммуникационным технологиям, своему здоровью и здоровому образу // Народонаселение. 2012. № 4(58). С. 108-116. EDN PRFINB.

9. Здоровье молодежи: сравнительное исследование России, Беларусь, Польша / П. Г. Абдулманапов, Р. В. Белая, М. А. Головчин [и др.]. Москва : Экон-Информ, 2016. 214 с. ISBN 978-5-9908695-4-7. EDN WZPWMN.

10. Доброхлеб, В. Г., Крошилин, С. В. Непрерывное образование России как фактор экономического роста. Коломна : ГСГУ, 2018. 273 с. ISBN 978-5-98492-389-7.

11. Рогозин, Д. М., Солодовникова, О. Б., Ипатова, А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 271–300. DOI 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300. EDN KLQTLU.

12. Логинова, Н. С., Бендрикова, А. Ю., Дегтярев, С. И. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 3. С. 6–19. EDN JCTWTI.

13. Магомедов, Ш. Б., Абдусаламов, Р. А., Магдилова, Л. В. Цифровые инструменты в обучении студентов-юристов в условиях дистанционного и смешанного обучения // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 36, № 4. С. 9-13. DOI 10.21779/2224-0241-2020-36-4-9-13. EDN ADGGHJ.

14. Рогозин, Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31–51. DOI 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51. EDN NJLSZU.

15. Медведева, Е. И., Виноградова, К. В. Гендерные аспекты трудового поведения врачей учреждений здравоохранения города Москвы // Народонаселение. 2020. Т. 23, № 2. С. 99-111. DOI 10.19181/population.2020.23.2.9. EDN PPKJXM.

16. Medvedeva, E., Kroshilin, S., Slabon, E. The role of communication in the formation of young people’s social capital in the context of the COVID-19 pandemic // Humanities and Social Sciences. 2021. № 4. Pp. 81-99. DOI 10.7862/rz.2021.hss.33.
Статья

Поступила: 27.07.2022

Опубликована: 30.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Крошилин, С. В. (2022). Цифровая трансформация российских ВУЗов в период пандемии. Наука. Культура. Общество, 28(3), 93-110. https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.7
Раздел
Социология образования