Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе

  • Елена Ильинична Медведева Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия e_lenam@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-4200-1047
    elibrary Author_id 381176
    ResearchID B-8964-2018
  • Сергей Викторович Крошилин Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия krosh_sergey@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-6070-1234
    elibrary Author_id 664581
    ResearchID J-2184-2018
  • Татьяна Геннадиевна Авачёва Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия t.avacheva@rzgmu.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2099-655X
    elibrary Author_id 498140
    ResearchID L-1141-2013
Для цитирования
Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачёва Т. Г. Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 1. С. 60-77. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.5 EDN: VNPSHQ

Аннотация

Целью данной работы являлось выявление основных трендов в трансформации потребительских предпочтений россиян, значимо связанных последнее время с пандемической ситуацией внутри страны, беспрецедентным влиянием экзогенных и эндогенных факторов, санкционным давлением, с уходом большого числа «брендов» с российского рынка. Всё это в совокупности коренным образом повлияло на потребительские предпочтения. Объект исследования – потребительские доминанты выбора россиян. Предмет – современные тенденции изменения предпочтений, обусловленные внешними и внутренними факторами, а также отношение к ним со стороны российских потребителей товаров и услуг. Пандемия внесла значительные изменения не только в социально-экономическую ситуацию в стране, но и в значительной степени повлияла на потребительский выбор. Изменения претерпели не только сами предпочтения, но и способ/структура приобретения товаров. В значительной степени «покупки» переместились в Интернет. Не успев адаптироваться к «жёстким» условиям «приобретения товаров на удалёнке» российский потребитель столкнулся со значительными изменениями на внутреннем рынке товаров и услуг, вызванными санкциями со стороны зарубежных производителей, частичным или полном уходом «привычных» брендов. Изменение социально-экономической ситуации, уровня доходов граждан, потребительской уверенности, кредитного доверия в значительной мере предопределяют сегодня поведение отечественного потребителя. В статье авторы использует аналитические подходы и статистические методы сравнения, основанные на проведении анализа вторичных и получении первичных данных по изучаемой проблематике. Уникальность исследования заключается в том, что сложившаяся ситуация «нестандартна» для отечественного рынка, когда экономические и социальные проблемы обусловлены не только кризисными явлениями, но и беспрецедентным негативным поведением иностранных производителей, традиционно представленных на внутреннем рынке. В качестве первичной информации использованы данные авторских исследований, проведённых до и в период пандемии. Они были связаны с изучением особенностей потребительских предпочтений. Результаты работы могут быть практически значимы для учёных, специалистов, а также исследователей, изучающих потребительское поведение россиян.
Ключевые слова:
потребительские предпочтения, потребитель, индекс потребительских цен, пандемия COVID-19, трансформация потребительских предпочтений, социально-экономические проблемы общества

Биографии авторов

Елена Ильинична Медведева, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Сергей Викторович Крошилин, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики РязГМУ Минздрава России
Татьяна Геннадиевна Авачёва, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава РФ, Рязань, Россия
кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой математики, физики и медицинской информатики РязГМУ Минздрава России

Литература

1. Овсянников А. А. Общества потребления: системность и тотальность кризиса // Народонаселение. 2011. № 2. С. 12–31. EDN PKXFRJ.

2. Sorokin P. A. Society, culture, and personality: their structure and dynamics. New York : Cooper Square Publ., 1962. 742 p.

3. Neugarten В., Havinghure R., Tobin S. The measurement of life satisfaction // Journal of Gerontology. 1961. Vol. 16, No. 2. P. 134–143. DOI 10.1093/geronj/16.2.134.

4. Sztompka P. The sociology of social change. Oxford–Cambridge : Blackwell, 1994. 348 p. ISBN 978-0631182061.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. М. : Эксмо, 2009. 684 с. ISBN 978-5-699-18389-0. EDN QTCMAP.

6. Успешность в современном обществе : итоги межстранового исследования / А. А. Шабунова, В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева [и др.]. Вологда : ВолНЦ РАН, 2022. 253 с. ISBN 978-5-93299-534-1. EDN WOJLJI.

7. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Supplement. P. 95–120.

8. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер с англ. под ред. А. В. Александровой. М. : АСТ, 2008. 474 с. ISBN 978-5-17-015467-8.

9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Пер. А. Качалов. М. : Рипол-Классик, 2017. 215 с. ISBN 978-9-99800-032-2.

10. Рапай К. Культурный код : Как мы живем, что покупаем и почему / Пер. с англ. У. Саламатовой. М. : Сколково, 2008. 166 с. ISBN 978-5-9614-0633-7. EDN QXVJIH.

11. Арнольд В. И. Новый обскурантизм и российское просвещение. М. : Фазис, 2003. 60 с. ISBN 5-7036-0083-9.

12. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Региональный маркетинг // Маркетинг. 2008. № 4(101). С. 74–88. EDN JUMZGR.

13. Рыбина М. Н., Исаенко В. О. Потребление как существенный фактор развития человека в условиях формирования новой экономики // Вестник университета. 2013. № 19. С. 205–213. EDN RTQFMZ.

14. Старшее поколение и будущее / Под науч. ред. Н. М. Римашевской. М. : Экономическое образование, 2014. 211 с. ISBN 978-5-7425-0174-9. EDN TVDZQP.

15. Ласкар М. Х. Глобальное общество потребления и потребительские тенденции в Индии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 1. С. 54–65. DOI 10.19181/nko.2022.28.1.5. EDN WFKQDV.

16. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования / А. А. Шабунова, В. Г. Доброхлеб, Е. И. Медведева [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 6. С. 27–50. DOI 10.15838/esc.2019.6.66.2. EDN GRDOTW.

17. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Успешный человек: проблемы потребления и пути решения // Вестник государственного социально-гуманитарного университета. 2019. № 2(34). С. 62–71. EDN CCUFPR.

18. Возможности междисциплинарного исследования основ экономического поведения / Л. Сухоцка, А. В. Ярашева, Е. И. Медведева [и др.] // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 4. С. 82–94. DOI 10.19181/population.2021.24.4.7. EDN JOVVGL.
Статья

Поступила: 27.12.2022

Опубликована: 31.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Медведева, Е. И., Крошилин, С. В., & Авачёва, Т. Г. (2023). Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе. Наука. Культура. Общество, 29(1), 60-77. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.1.5
Раздел
Современные проблемы в трансформирующемся обществе