Глобальная идентичность в обществе риска

Научная статья
  • Тимофей Александрович Нестик Институт психологии РАН, Москва, Россия nestik@gmail.com
    Elibrary Author_id 108354
Выражение признательности
Работа выполнена по Госзаданию ФАНО РФ 0159-2015-0001
Для цитирования
Нестик Т. А. Глобальная идентичность в обществе риска // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 21. № 4. С. 130-140. EDN: AMDOFQ

Аннотация

В статье представлен социально-психологический анализ идентификации личности себя с человечеством и связанных с ней феноменов — глобального духа, космополитизма, мирового гражданства. Выделяются факторы формирования глобальной идентичности в современных обществах, рассматривается ее роль в формировании отношения к глобальным рискам.
Ключевые слова:
групповая идентичность, глобализация, мировое гражданство, космополитизм, глобальные риски, глобальный активизм, интернет-сообщества

Биография автора

Тимофей Александрович Нестик, Институт психологии РАН, Москва, Россия
кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Бовина И. Б. Риск: социально-психологический взгляд // Психология и право. 2011. № 4. С. 1 –10.

2. Журавлев А. Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: PerSe, 2002. С. 51–81.

3. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти. — Полис. Политические исследования. 2011. № 1. С. 140–152.

4. Седова Н. Н. Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 48 –71.

5. Фрейхоф В. Космополитизм // Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 31– 41.

6. Beck U. Imagined Communities of Global Risk. Lecture for the Risk Conference in Shanghai, September 2009. P. 1 –18.

7. Beck U. The Cosmopolitan Vision. Cambridge, Malden (Ma.): Polity, 2006.

8. Bouquet C. Building global mindsets: An attention-based perspective. NewYork, NY: PalgraveMacmillan, 2005.

9. Cannon H. M., Yaprak A. Will the real-world citizen please stand up! The many faces of cosmopolitan consumer behavior // Journal of International Marketing. 2002. V. 10. N. 4. P. 30 –52.

10. Cseh M., Davis E. B., KhiljiSh. E. Developing a global mindset: learning of global leaders // European Journal of Training & Development. 2013. V. 37. N. 5. P. 489 –499.

11. Delanty G., He B. Cosmopolitan Perspectives on European and Asian Transnationalism // International Sociology. 2008. V. 23. N. 3. P. 323–344.

12. Dower N., Williams J. Global citizenship. A critical introduction. N. Y.: Routledge, 2002.

13. Fincher R. Cosmopolitan or ethnically identified selves? Institutional expectations and the negotiated identities of international students // Social & Cultural Geography. 2011. V. 12. N. 8.

14. He B. Transnational Civil Society and the National Identity Question in East Asia // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2004. V. 10 N. 2. P. 227–246.

15. Helbling M., Teney C. The cosmopolitan elite in Germany: transnationalism and postmaterialism // Global Networks. 2015. DOI: 10.1111/glob.12073

16. Javidan M., Bowen D. The Global Mindset: A New Source of Competitive Advantage // Rotman Management. Spring 2015. P. 42–47.

17. Joffe H. Risk: From perception to social representation // British Journal of Social Psychology, 2003, Vol. 42. P. 55 –73.

18. Keck M. E., Sikkink K. Activists Beyond Borders. Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1998.

19. Levy O., Taylor S., Boyacigiller N. A., Beechler Sh. Global Mindset: A Review and Proposed Extensions // The Global Mindset. Ed. by M. Javidan, R. M. Steers, M. A. Hitt. (Advances in International Management. V. 19). Amsterdam: Elsevier JAI, 2007. P. 11– 47

20. Mitchell K. Educating the national citizen in neoliberal times: from the multicultural self to the strategic cosmopolitan // Transactions of the Institute of British Geographers. 2003. V. 28. P. 387– 403.

21. Mitchell K. Geographies of identity: the intimate cosmopolitan // Progress in Human Geography. 2007. V. 31. P. 706 –720.

22. Pichler F. Cosmopolitanism in a global perspective: An international comparison of open-minded orientations and identity in relation to globalization // International Sociology. 2012. V. 27. N. 1. P. 21– 50.

23. Pichler F. 'Down-to-Earth' Cosmopolitanism: Subjective and Objective Measurements of Cosmopolitanism in Survey Research // Current Sociology. 2009. V. 57. N. 5. P. 704 –732.

24. Rhinesmith S. H. Global mindsets for global managers // Training and Development. 1992. V. 49. N. 5. P. 63–68.

25. Story J. S. P., Barbuto J. E., Luthans F., Bovaird J. A. Meeting the challenges of effective international HRM: analysis of the antecedents of global mindset // Human Resource Management. 2014. V. 53. N. 1. P. 131–155.

26. Stromquist N. P. Theorizing Global Citizenship: Discourses, Challenges, and Implications for Education // International Journal of Education for Democration. 2009. V. 2. N. 1. P. 6 –29.

27. Teney C., Lacewell O. P., De Wilde P. Winners and losers of globalization in Europe: attitudes and ideologies // European Political Science Review. 2013, November. P. 1– 21.

28. Tiryakian E., Beck U. Cosmopolitanism as Imagined Communities of Global Risk // American Behavioral Scientist. 2011. V. 55. N. 10. P. 1346–1361.

29. Urry J. Global Complexity. Cambridge: Polity Press, 2002.

30. Westjohn S. A., Arnold M. J., Magnusson P., Zdravkovic S., Zhou J. X. Technology readiness and usage: a global-identity perspective // Journal of the Academy of Marketing Science. 2009. V. 37. N. 3. P. 250–265.

31. Zeugner-Roth K. P., abkar V., Diamantopoulos A. Consumer Ethnocentrism, National Identity, and Consumer Cosmopolitanism as Drivers of Consumer Behavior: A Social Identity Theory Perspective // Journal of International Marketing. 2015, V. 23. N. 2. P. 25 –54.
Статья

Поступила: 25.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Нестик, Т. А. (2023). Глобальная идентичность в обществе риска. Наука. Культура. Общество, 21(4), 130-140. извлечено от https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/479
Раздел
Исследования