Психологические ресурсы и их использование в решении социальных проблем российского общества

Научная статья
  • Татьяна Анатольевна Жалагина Тверской государственный университет, Тверь, Россия adm3@psychol.ras.ru
    Elibrary Author_id 661573
  • Елена Дмитриевна Короткина Тверской государственный университет, Тверь, Россия school_licey@mail.ru
    Elibrary Author_id 352216
Для цитирования
Жалагина Т. А., Короткина Е. Д. Психологические ресурсы и их использование в решении социальных проблем российского общества // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 21. № 2. С. 21-37. EDN: OPXIGB

Аннотация

Обсуждаются возможности основных направлений психологической науки и практики участвовать в решении стратегических задач развития российского общества. Рассматриваются проблемы взаимосвязи социально-экономических и социально-психологических феноменов, соотношения российских социальных институтов и менталитета. Анализируются проблемы современного образования и психологической работы с одаренными детьми. Обосновывается необходимость обсуждения новых стратегий общественного развития, учитывающих модели психосоциального человека.
Ключевые слова:
психологическая наука, психологическая практика, менталитет, психологическое состояние общества, психосоциальный подход, социальный институт,, взаимодействие, психологическая культура, одаренность, мотивация достижения

Биографии авторов

Татьяна Анатольевна Жалагина, Тверской государственный университет, Тверь, Россия
доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и социальной работы
Елена Дмитриевна Короткина, Тверской государственный университет, Тверь, Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии

Литература

1. Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть I. Постановка проблемы и теоретико-методологические задачи // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3–14.

2. Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 70–86.

3. Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть III. На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета// Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 5–25.

4. Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

5. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137–140.

6. Соснин В. А., Журавлев А. Л. Феномен коррупции в России как социо- политическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 8–24.

7. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 43–52.

8. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013. № 2, 3. С. 81–92.

9. Дружинин В. Н. Психология способностей: Избранные труды / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

10. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30–39.

11. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»», 2013.

12. Ушаков Д. В., Журавлев А. Л. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 5–13.

13. Рубцов В. В., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5–14.

14. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

15. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

16. Психологические исследования нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

17. Психология нравственности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

18. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.

19. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

20. Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 3–16.

21. Журавлев А. Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 11–37.

22. Журавлев А. Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83–88.

23. Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

24. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996.

25. Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

26. Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

27. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

28. Совместная деятельность: методы исследования и управления / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1992.

29. Позняков В. П., Журавлев А. Л. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 4. С. 24–32.

30. Позняков В. П., Журавлев А. Л. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

31. Шулындин Б. П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 50–53.

32. Культура и поведение в организации: российский опыт / Отв. ред. С. П. Дырин, А. Л. Журавлев, Т. О. Соломанидина. М., 2008.

33. Национальная программа «Российская деловая культура». М., 1997.

34. Современные проблемы психологии управления / Отв. ред. Т. П. Емельянова, А. Л. Журавлев, Г. В. Телятников. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.

35. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Понимание гуманизации управленческих отношений и основные направления ее исследования в организации // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 4. С. 97–102.

36. Романов К. М., Романова О. Н. Психологическая культура человека. Саранск: Копир, 2007.

37. Жалагина Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение как основа работы с одаренными детьми // Психолого-педагогический журнал «Кафедра». 2011. Т. 39. № 5. С. 37–42.

38. Жалагина Т. А. Структурно-организационные условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей // Психология профессионала: личность, деятельность, организация. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. С. 92–109.

39. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002.
Статья

Поступила: 11.04.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Жалагина, Т. А., & Короткина, Е. Д. (2023). Психологические ресурсы и их использование в решении социальных проблем российского общества. Наука. Культура. Общество, 21(2), 21-37. извлечено от https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/502