Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи

Научная статья
  • Мария Владимировна Певная Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия m.v.pevnaya@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3591-1181
    Elibrary Author_id 594823
    ResearchID ААА-6886-2019
  • Дарья Вячеславовна Минченко Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия minchenkodarya@yandex.ru
    Elibrary Author_id 1160222
  • Антон Александрович Белов Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия a.a.belov@urfu.ru
    Elibrary Author_id 1203160
Для цитирования
Певная М. В., Минченко Д. В., Белов А. А. Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи // Наука. Культура. Общество. 2023. Том 29. № 3. С. 53-68. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.2 EDN: IQADBG

Аннотация

В статье анализируются изменения мотивации волонтёрской деятельности российских старшеклассников и студентов. Теоретической основой представленного исследования выступает концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи, согласно которой мотивация рассматривается как социокультурный регулятор волонтерства. Анализ мотивации волонтёрской деятельности молодёжи в условиях её многолетней целенаправленной регуляции приобретает особую актуальность. Авторами анализируются результаты социологического опроса учащейся молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (n – 996, выборка квотная, 2022). В исследовании выявлено, что мотивация волонтёрской деятельности учащейся молодёжи крупнейшего российского региона отражает тренды на конкретизацию волонтёрских усилий в молодёжном сознании и важность понимания прикладного результата от них как для общества, так и для себя лично, а также предпочтения добровольческих практик конструктивного гражданского поведения, позволяющих молодёжи самореализоваться. Волонтёрскую активность старшеклассников стимулируют альтруистическая мотивация и запросы на приобретение уверенности в себе и своих силах. Мотивация волонтёрской деятельности студентов за последние два года стала более прагматична и сопряжена в период обучения в колледже с выстраиванием социальных связей и расширением возможностей для трудоустройства, в период обучения в высшей школе – с потребностью в реализации профессиональной или общественно-политической карьеры. Результаты опроса доказывают, что внутренняя мотивация волонтёрской деятельности как показатель интериоризации ценностей волонтерства и принятие этой активности как своей не формируется внешней средой, где организуются молодёжные волонтёрские проекты – школой, колледжами, университетами, молодёжными организациями, а зависит от регулярности волонтёрского участия молодёжи и следствия этого вовлечения, то есть волонтёрской самоидентификации. Определённым свидетельством адаптации молодёжи к условиям популяризации волонтёрской деятельности и её принятия в свой жизненный мир поколением являются практики, в которых молодые люди и девушки приобретают как добровольцы опыт безвозмездной деятельности в формате онлайн. Именно эти практики напрямую связаны с внутренней мотивацией волонтёрской деятельности, которая детерминирует готовность молодых волонтёров продолжать эту активность.
Ключевые слова:
мотивация волонтерской деятельности, волонтерство молодежи, саморегуляция жизнедеятельности молодежи, социальная адаптация

Биографии авторов

Мария Владимировна Певная, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления
Дарья Вячеславовна Минченко, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
магистрант Института экономики и управления
Антон Александрович Белов, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
аспирант 2 года обучения Института экономики и управления

Литература

1. Зубок Ю. А., Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 89–105. DOI 10.22394/1818-4049-2020-91-2-89-105. EDN UOMSPG.

2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм саморегуляции в политической жизни молодежи // Социология власти. 2011. № 6. С. 9–20. EDN OKIXDV.

3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 6. С. 215–231. DOI 10.15838/esc.2020.6.72.13. EDN NWMEAQ.

4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. № 2. С. 142–155. EDN NRBHSN.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С. Опыт структурно-таксономического исследования самоорганизации жизнедеятельности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 59–75. DOI 10.17223/1998863X/53/7. EDN JOGDIE.

6. Seigfried-Spellar K. C., Lankford C. M. Personality and online environment factors differ for posters, trolls, lurkers, and confessors on Yik Yak // Personality and individual differences. 2018. Vol. 124. P. 54–56. DOI 10.1016/j.paid.2017.11.047.

7. Руденкин Д. В., Руденкина А. И. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски // Juvenis scientia. 2019. № 1. С. 43–48. DOI 10.32415/jscientia.2019.01.10. EDN YUTRJB.

8. Шамионов Р. М., Суздальцев Н. В. Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 1. С. 21–38. DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38. EDN RMLEQQ.

9. Иванов Р. В. Активизация участия молодежи в волонтерской деятельности // Социология. 2022. № 1. С. 101–122. EDN CUIZKJ.

10. Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4–12. DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1688. EDN KFHOUI.

11. Мацюк Т. Б. Волонтерская деятельность студентов вуза как ресурс формирования профессионально важных качеств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 3. С. 80–91. EDN ZSUJAT.

12. Greenleaf S., Ries P. D. Citizen advisory boards in urban forestry: Who are members and why do they serve? // Urban Forestry & Urban Greening. 2020. Vol. 47. Article 126553. DOI 10.1016/j.ufug.2019.126553.

13. Шульгина Т. А., Кетова Н. А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 116–124. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124. EDN YHEJZS.

14. Astin A. W., Sax L. J. How undergraduates are affected by service participation // Journal of College Student Development. 1998. No. 39(3). P. 251–263.

15. Wise N., Kohe G. Z., Koutrou N. Sport volunteering, educational leadership and social transformation // Sport, Education and Society. 2021. № 26(9). P. 945–951. DOI 10.1080/13573322.2021.1946028.

16. Anheier H. K., Salamon L. M. Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons // Law and Contemporary Problems. 1999. Vol. 62, No. 4. P. 43–65. EDN GYJHWV.

17. Smith K., Holmes K., Haski-Leventhal D. [et al.]. Motivations and benefits of student volunteering: comparing regular, occasional, and non-volunteers in five countries // Canadian journal of nonprofit and social economy research. 2010. No. 1(1). P. 65–81. DOI 10.22230/cjnser.2010v1n1a2.

18. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И. [и др.]. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49–71. EDN SPWLQH.

19. Hersberger-Langloh S. E., Von Schnurbein G., Kang C. [et al.]. For the love of art? Episodic volunteering at cultural events // Voluntas. 2021. № 33. P. 428–442. DOI 10.1007/s11266-021-00392-0.

20. Краснопольская И. И., Гусева П. Д., Мейс Л. [и др.]. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384–408. DOI 10.14515/monitoring.2022.2.2113. EDN RCYDOR.

21. Романцева Е. Е. Особенности мотивации волонтерской деятельности в России // Социология. 2019. № 2. C. 115–121. EDN FSAMJI.

22. Воронина Н. С., Башева О. А. Мотивация волонтеров, участвующих в реагировании на чрезвычайные ситуации: результаты массового опроса // Вестник Института социологии. 2022. T. 13, № 2. C. 65–90. DOI 10.19181/vis.2022.13.2.790. EDN SZGOEV.

23. Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 9–20. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20. EDN ADRDWX.

24. Коган Е. А., Квон Д. А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи // Перспективы науки и образования. 2019. № 4(40). С. 116–125. DOI 10.32744/pse.2019.4.10. EDN GEIQMJ.

25. Супрун Н. Г., Гурьянова И. В., Мартынова Н. В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). C. 236–250. DOI 10.32744/pse.2019.1.17. EDN VUSMHG.

26. Воронова Р. Б. Мотивация участия студентов в волонтерской деятельности как фактор саморазвития // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. T. 11, № 1. EDN HBBUFS.

27. Неделько П. С. Ключевые черты современного российского волонтерства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11(1). С. 76–80. DOI 10.23672/i0210-3405-5241-f. EDN UNEKIB.

28. Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И. [и др.]. Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С. 25–34. EDN BKUPPP.

29. Федорова М. Н. Волонтерство как нерыночная форма развития человеческого потенциала // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 146–157. DOI 10.52180/2073-6487_2021_3_146_157. EDN JPIHCD.

30. Сухарькова М. П. Кадровый потенциал китайской олимпийской волонтерской программы «Пекин 2022» // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 152–164. DOI 10.19181/nko.2022.28.3.11. EDN HLNQZF.

31. Нятина Н. В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3(95). С. 30–33. DOI 10.24158/spp.2022.3.4. EDN POTIBD.

32. Ромашкина Г. Ф., Лисица А. В. Гражданская наука — за и против // Siberian Socium. 2022. Т. 6, № 3. С. 39–59. DOI 10.21684/2587-8484-2022-6-3-39-59. EDN OQNWGW.

33. Bales K. Measuring the propensity to volunteer // Social Policy and Administration. 1996. Vol. 30, Issue 3. Р. 206–226. DOI 10.1111/j.1467-9515.1996.tb00555.x.
Статья

Поступила: 05.08.2023

Опубликована: 05.10.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Певная, М. В., Минченко, Д. В., & Белов, А. А. (2023). Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи. Наука. Культура. Общество, 29(3), 53-68. https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.3.2
Раздел
Исследования социокультурных процессов в гражданском обществе