Трансформация социальных ролей клубного футбола в Европе и России в условиях нарастающего экономического неравенства

Научная статья
  • Виталий Александрович Горохов Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия gorokhov-va@ranepa.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1710-4677
    Elibrary Author_id 301792
    SPIN 7978-9786
    ResearchID M-8212-2015
  • Кирилл Александрович Нарышкин Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия knaryshkin-23@edu.ranepa.ru
    Elibrary Author_id 1289157
    SPIN 2903-8633
Для цитирования
Горохов В. А., Нарышкин К. А. Трансформация социальных ролей клубного футбола в Европе и России в условиях нарастающего экономического неравенства // Наука. Культура. Общество. 2025. Том 31. № 4. С. 162-175. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.4.11 EDN: BFOHMB

Аннотация

В статье анализируется связь между финансовым благополучием, спортивным результатом и зрительским интересом в ведущих национальных европейских клубных турнирах в контексте изменения социальных ролей современного футбола. Ориентируясь на теоретическую дискуссию о неравенстве возможностей в современном клубном футболе, авторы противопоставляют стремление ведущих европейских футбольных клубов к большей рыночной свободе и политику Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), направленную на обеспечение равенства возможностей и единых правил регулирования. На основе анализа кейсов ведущих национальных футбольных лиг Англии, Испании, Франции, Германии и России в период с 2014 по 2024 год, авторы проверяют предположение о том, что разрыв в финансовом благополучии клубов может подорвать восприятие футбола как общего блага из-за доминирования отдельных клубов и роста предсказуемости результатов. Используя посещаемость матчей и доходность футбольных лиг как индикаторы зрительского интереса и его коммерческой капитализации на национальном и глобальном уровне, авторы приходят к выводу о том, что футбол сохраняет свою социальную значимость, однако его социальные роли претерпевают трансформацию, связанную с концентрацией интереса вокруг самых титулованных клубов. Подобная концентрация, с одной стороны, усиливает разрыв между доминирующими и остальными клубами, а с другой – поддерживает коммерческую привлекательность турниров за счёт вовлечения не только национальной, но и глобальной аудитории.
Ключевые слова:
футбол, неравенство, экономика спорта, социология спорта, зрительский интерес, коммерциализация спорта, социальные роли, национальные футбольные лиги

Биографии авторов

Виталий Александрович Горохов, Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия
кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительных политических исследований, руководитель магистерской программы «Управление спортивной деятельностью и организация крупных спортивных мероприятий»
Кирилл Александрович Нарышкин, Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия
магистрант

Литература

1. Avila‐Cano A., Triguero‐Ruiz F. On the control of competitive balance in the major European football leagues. Managerial & Decision Economics. 2023;44(2):1254–1263. DOI 10.1002/mde.3745. EDN EVTYNY.

2. Януков С. Г., Бахтуридзе З. З. Влияние спорта на репутацию государств в современной политической повестке // Управленческое консультирование. 2022. № 7(163). С. 150–162. DOI 10.22394/1726-1139-2022-7-150-162. EDN GNJBFE.

3. Савинов Л. В., Алоян М. С., Шумасов М. А. Политизация спорта как явление и проблема // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5, № 3. С. 107–118. DOI 10.12737/2587-6295-2021-5-3-107-118. EDN TBGHUV.

4. Баранов В. А., Лубышева Л. И. Спорт высших достижений: социологический анализ миссии и потенциала спорта // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 3–5. EDN TBMYZE.

5. Бурдье П. Программа для социологии спорта // Начала : сб. М. : Socio-Logos, 1994. С. 257–275. Bourdieu P. Program for a Sociology of Sport. In: Choses dites. Moscow: Socio-Logos; 1994. P. 257–275. (In Russ.).

6. Friedman M. T., Parent M. M., Mason D. S. Building a framework for issues management in sport through stakeholder theory. European sport management quarterly. 2004;4(3):170–190. DOI 10.1080/16184740408737475.

7. Vamplew W. The commodification of sport: exploring the nature of the sports product. In: Porter D., Vamplew W. (eds) Sport and entrepreneurship. Abingdon: Routledge; 2020. P. 37–50. DOI 10.4324/9781003018032-4.

8. Macedo A., Ferreira Dias M., Mourão P. R. A literature review on the European Super League of football – tracing the discussion of a utopia? International Journal of Sport Policy. 2022;14(3):563–579. DOI 10.1080/19406940.2022.2064895. EDN LTKLOS.

9. Brannagan P. M., Scelles N., Valenti M., Inoue Y. [et al.] The 2021 European Super League attempt: motivation, outcome, and the future of football. International Journal of Sport Policy. 2022;14(1):169–176. DOI 10.1080/19406940.2021.2013926. EDN UVBMQR.

10. Numerato D. Who Says “No to Modern Football?” Italian Supporters, Reflexivity, and Neo-Liberalism. Journal of Sport and Social Issues. 2014;39(2):120–138. DOI 10.1177/0193723514530566.

11. Wagner U., Storm R. K., Cortsen K. Commercialization, Governance Problems, and the Future of European Football – Or Why the European Super League Is Not a Solution to the Challenges Facing Football. International Journal of Sport Communication. 2021;14(3):321–333. DOI 10.1123/ijsc.2021-0049. EDN LYRMVO.

12. Follert F., Emrich E. Was wäre wenn …? List Forum fur Wirtschafts- und Finanzpolitik. 2020;45(3):347–359. DOI 10.1007/s41025-019-00166-z. EDN ALIGRX.

13. Ahtiainen S., Jarva H. Has UEFA’s financial fair play regulation increased football clubs’ profitability? European Sport Management Quarterly. 2022;22(4):569–587. DOI 10.1080/16184742.2020.1820062. EDN MRVXVM.
Статья

Поступила: 16.04.2025

Опубликована: 10.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Горохов, В. А., & Нарышкин, К. А. (2025). Трансформация социальных ролей клубного футбола в Европе и России в условиях нарастающего экономического неравенства. Наука. Культура. Общество, 31(4), 162-175. https://doi.org/10.19181/nko.2025.31.4.11
Раздел
Социология управления